Святая Русь в красках (Михаил Нестеров). Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины Убиенный царевич Дмитрий

Лучшие полотна Михаила Нестерова: "Видение отроку Варфоломею", "На Руси","Душа народа", "Труды Сергия Радонежского" - исполнены мистико-философского смысла. Это было художественным воплощением души русского человека с ее верой, с ее поисками, с возвышенностью и святостью

Автопортрет, 1915

После 1917 года художник пришел к трагическому и страшному для себя выводу - его России, "великой, дорогой нам, родной и понятной" больше нет. " Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа -
осталось что-то фантастически-нелепое, варварское, грязное и низкое..."


На Руси (Душа народа). 1915-1916

Поменялся и стиль работ Нестерова - он стал писать преимущественно портреты, не за плату, а "чтобы не позабыть совсем свое ремесло". Впрочем, он и до революции порой обращался к жанру портрета, но считал это не только не основным, но даже не слишком важным для себя направлением. Портреты кисти Нестерова, тем не менее, пользовались исключительным успехом.
Портрет дочери художника Ольги "Амазонка" стал, наверное, одним из самых знаменитых.

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка). 1906

Ольга, лишившись матери и оставшись на попечение отца новорожденной малышкой, играла в его жизни особую роль. Не зная, как выхаживать грудных малышей, молодой вдовец сначала отвез девочку к своим родителям, которые полюбили внучку до безумия. Но отец очень скучал по Ольге, единственному напоминанию о любимой, рано ушедшей жене Машеньке, а поездки в Уфу с подарками и редкие встречи с дочерью ничего не решали. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. Художник в то время работал в Киеве, расписывая Владимирский собор, а Оле надо было учиться. Выбирая между гимназией и институтом благородных девиц, Нестеров выбрал институт - ему хотелось дать дочери все самое лучшее. Ольга была болезненной, но училась хорошо, и ее форменное платьице часто украшали цветные банты, которые выдавались воспитанницам за успехи.

Нестеров вспоминал:

  • "По праздникам я бывал у нее в институте на приемах, и она радостно появлялась в переполненном зале то с голубым, то с розовым бантом, а иногда и двумя — за успехи в языках французском и немецком. Начальница была очень заботлива к Олюшке. Иногда она болела, и тогда заботы начальницы к ней удваивались".

Каникулы Ольга проводила с отцом. Но вскоре случилось страшное - одна из воспитанниц после каникул занесла в институт скарлатину, и Ольга тяжело заболела. Сестра художника примчалась из Уфы, чтобы неотлучно дежурить у постели больной, но девочке становилось
все хуже. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка...
"Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше. Чего-чего я не передумал в те дни, недели,месяцы".
Пять месяцев - с сентября по январь - дочь боролась за жизнь, постоянно находясь под угрозой смерти, и пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя. Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась.

Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы... Именно тогда Нестеров и стал работать над "Амазонкой", на которой Ольга предстала здоровой, изящной, красивой... Но ее лицо не похоже на наивную юную мордашку - эта девушка много страдала и заглянула в лицо смерти. И ярко-красная шапочка на ее голове своим кровавым цветом напоминает о страшных испытаниях, выпавших на ее долю. На картине "Святая Русь" с правой стороны можно увидеть больную девушку, которую поддерживают под руки две женщины (одна из них в монашеском одеянии). В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Это было благодарностью
Нестерова Богу за чудесное избавление дочери от смертельной опасности. Начатую в 1901 году картину художник завершил в 1906, тогда на ней и появилась эта узнаваемая группа.

Святая Русь

Эту картину приняли не все. Лев Толстой с его сложным отношением к религии, отозвался о ней весьма ехидно и даже заявил, что Христос похож на "итальянского тенора". И вообще высказывался в том плане, что "Нестерова надо драть". Нестеров не держал на писателя
обиды, ему удалось при личной встрече найти с Толстым общий язык. Толстой даже позволил художнику писать свой портрет.

Портрет Л.Н.Толстого, 1907

В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. Возможно, ему хотелось запечатлеть "уходящую натуру", осколки мира, разрушавшегося на глазах. Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел
Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой. Пройдет немного времени, и Сергея Булгакова выкинут с родины на "философском пароходе", а Павла Флоренского, не только философа, но и блестящего инженера, математика, химика, естествоиспытателя, одного из разработчиков плана ГОЭЛРО, отправят в ГУЛАГ, где он пройдет свой крестный путь до страшного финала, когда в 1937 году "тройка" НКВД приговорит его к расстрелу.


Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917

Во время жизни в Сивцевом Вражке портретирование продолжало оставаться важнейшим делом Нестерова. В 1920-30-х годах он выполнил портреты, которые ныне входят в число его самых знаменитых работ. Среди них портрет философа, профессора Ивана Ильина "Мыслитель" (Ильин тоже был выслан из России на "философском пароходе" и завершил свою жизнь в эмиграции; только в наши дни его прах был торжественно перезахоронен в Москве), портреты художников братьев Кориных, единственных учеников Нестерова, Виктора Васнецова.


..

Мыслитель (Портрет философа И.А. Ильина). 1921-1922

Работать над портретами Нестеров любил в гостях у тех, кого писал, либо на природе - во-первых, человека можно было изобразить в естественной для него обстановке, а во-вторых, дома, в страшной тесноте работать было просто-напросто неудобно. В Сивцевом Вражке у него не только не было мастерской, не было даже места для работы ("...Пишу около печки на расстоянии 2-3 аршин", - рассказывал Нестеров знакомым), не было средств, в том числе и материальных, для нормального существования.


Лель. Весна. 1933

У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста... Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали
к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным - 2,5 советских червонца. Однако, несмотря на все неурядицы, проблемы и отсутствие мастерской, Нестеров много работал и дома, стараясь запечатлеть черты родных, знакомых и близких ему людей.

Портрет жены, Е.П.Нестеровой. 1906

Круг близких людей Нестерова становился все уже - кто-то вынужденно отправился в эмиграцию, кто-то был арестован, кто-то "ликвидирован"... Судьбы многих пострадавших отзывались в сердце Нестерова большой болью. В 1920-х годах дважды арестовывали Владимира Воробьева, священника, настоятеля храма Николы Чудотворца в Плотниках. Нестеровы считались прихожанами этого старинного храма на углу Арбата и Плотникова переулка и арест своего духовника восприняли как большое личное горе.

Нестеров, сам еле сводивший концы с концами, оказывал материальную помощь священнику и отправлял ему в лагерь посылки. Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий,
была уничтожена. В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. Первый муж его дочери Наташи, литературовед-пушкинист Михаил Дмитриевич Беляев был арестован. Ему грозил расстрел и только благодаря самоотверженным хлопотам и просьбам Нестерова
его зятю удалось избежать гибели. Беляев отправился в лагеря.

Старый и малый

Религиозная живопись Нестерова этого периода мало известна. Конечно, художник не отказался от любимой темы, но его произведения, связанные с православной тематикой, в советское время нельзя было экспонировать, и они осели где-то в частных собраниях и закрытых музеях, например, в коллекции Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.

Святой Пафнутий Боровский

Впервые за долгие годы Нестеров принял участие в выставке 1933 года под названием "Художники РСФСР за 15 лет" и только с портретной живописью. Через два года он стал участником еще одной выставки, приготовив к ней уже не только портреты, но
шестнадцать картин. Сюжеты были довольно нейтральные ("Пастушок", "У пруда" и др.).


Осенний пейзаж. 1934

Нестеров встретил теплый прием со стороны публики, но официальные критики с ним не церемонились. Газета "Правда" высказалась в том ключе, что если в СССР еще и остались очаги реакции, то они запечатлены на полотнах Нестерова...
Особенно раздражали всех нестеровские старцы - художник Виктор Васнецов, известные ученые... Действительно, немало портретов знаменитых ученых (среди которых выделяется портрет академика Павлова) было создано Нестеровым в эти годы. И портрет Павлова имел огромный успех на Всемирной выставке 1937 года в Париже.


Портрет академика Павлова, 1935

1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги. Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. И сам Нестеров был арестован, правда в тюрьме его продержали всего две недели, выбивая показания... Можно себе представить, что чувствовал 76-летний художник, когда его тащили в камеру и подвергали оскорблениям и допросам.

Портрет жены, Е.П.Нестеровой

Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. Его близкие - жена и дочери - очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было связано с повседневными унижениями и хамством), но сам
Нестеров старался не обращать на это внимания. Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам, и не угодничать перед новой властью. Он отказался писать портрет Сталина, а до того - отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил).

Автопортрет, 1918

Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Нестеров стал тяжело болеть... Начавшаяся война сломила его окончательно. И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. В 1941 году Нестеров
получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Вернулась она инвалидом, и уже не могла ходить без костылей.

Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки... Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Больной художник уже не вставал, лежал в постели в шапочке, в перчатках, мерз и страдал - из-за собственного горя и горя своей страны. В 1942 году его не стало. Незадолго до смерти в связи с восьмидесятилетием он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Поздно, слишком поздно признали
его талант... Овдовевшая Наташа в 1945 году вышла замуж за сына близкого друга отца Булгакова Федора Сергеевича.


До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение.

"Однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе - капустные малахитовые огороды, справа - золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего "Варфоломея" такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством "подлинности", историчности
его... Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать..."

Михаил Нестеров

Видение отроку Варфоломею, 1889-1890

В старости лет художник любил повторять:
«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит,
он живой, значит, жив и я.»

31 марта 1890 года в Москве ждали открытия XVIII Передвижной выставки.

Среди ее экспонатов была и картина молодого художника Михаила Нестерова « Видение отрока Варфоломея » — художественное воспроизведение известного эпизода из жития святого Сергия Радонежского (в миру Варфоломея)..

По преданию, семилетнему Варфоломею никак не давалась грамота. За это родители часто его бранили, учитель строго наказывал, а товарищи насмехались над ним. Варфоломей глубоко переживал свои неудачи в учении и молил Бога даровать ему разумение грамоты. Молитва его была услышана.

Однажды, посланный отцом, чтобы привести лошадей с пастбища, отрок увидел в лесу молящегося инока. Варфоломей подошел к старцу, поклонился и стал терпеливо ждать, пока тот закончит молитву. Наконец, монах повернулся к мальчику, благословил его и спросил, что ему нужно. Варфоломей поведал старцу самое большое свое желание: получить от Господа способности к книжному учению.
Монах помолился за отрока, дал ему съесть частицу просфоры и сказал:
— Отныне, дитя мое, Бог даст тебе разум к учению, да такой, что и других сможешь поучать. Частица эта мала, но велика будет радость твоя.
После этого инок хотел продолжить свой путь, но Варфоломей упросил его посетить дом своих родителей.
Те с честью встретили старца и предложили ему угощение. Прочитав молитвы перед началом трапезы, гость велел Варфоломею читать Псалтирь.
— Я не умею, — смущенно ответил отрок.
— Господь дарует тебе знание грамоты, — подбодрил его монах.
Мальчик послушно открыл книгу и начал бойко читать псалмы. Удивленным родителям инок прорек:
— Сын ваш станет избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы.
Родители Варфоломея пошли провожать гостя, но тот внезапно стал невидим, из чего они и познали, что это был ангел Божий.

В семье Нестеровых Сергий Радонежский пользовался особой любовью и почитанием. Образок с его изображением был знаком художнику с детства, что во многом предопределило его обращение к «Сергиевской» теме.

На одном из эскизов инок изображен с открытым лицом, а Варфоломей — со спины.

Возможно, это — следы творческого отчаяния художника, которому долго не удавалось найти модель для головы Варфоломея. И вдруг, случайно, на деревенской улице он встретил хрупкую, чахоточную девочку с огромными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» Нестеров узнал своего Варфоломея.

Другим источником светлого искусства Нестерова было глубокое личное горе.

Нестеров был учеником Василия Перова — знаменитого автора мрачной «Тройки» (малолетние подмастерья волокут на санях бочку воды), «Проводов покойника» с детским гробиком, «Сельского крестного хода» с пьяным священником. Под влиянием учителя юный Нестеров поначалу писал такие же остро-обличительные жанровые картины.

Экзамен в сельской школе. 1884

И вдруг на летних каникулах в Уфе он встретил юную Марию Мартыновскую. Это была любовь с первого взгляда. «Судьба», «суженая» — излюбленные слова в их письмах. Но родители Нестерова были против их брака, и они обвенчались без родительского благословения.

Через год, в мае 1886-го, родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.

Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на холсте. Он написал портрет жены в подвенечном платье. «Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор», — вспоминал Нестеров в старости.

Как ни странно именно после смерти Маши картины Нестерова наполнились гармонией, светом и духом. А женские образы на его полотнах приобрели черты портретного сходства с любимой покойной супругой. Должно было пройти почти два десятилетия, прежде чем он обратил внимание на другую женщину — Екатерину Петровну Васильеву, которая стала его второй женой.

Первой значительной картиной, в которой проявился самобытный нестеровский талант, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.

Нестерову удалось нащупать свой стиль — без уклона в академизм, реализм или модный импрессионизм. Создал он и свой тип русского пейзажа, получивший название «нестеровского» — светлое предвечерие, молитвенная тишина, узорный травяной ковер, тонкие деревца — березки, рябины, вербы, темные елки. Его страна — это Святая Русь, где человек и природа объединены возвышенным молитвенным созерцанием.

Элегия (Слепой музыкант)

«Пустынник» произвел фурор на XVII Передвижной выставке и был приобретен Третьяковым для своей галереи, что значило больше, чем золотая медаль Академии художеств.

Но вернемся в 1890 год.
Незадолго до открытия XVIII Передвижной выставки над «Варфоломеем» сгустились тучи. Строгие охранители чистоты передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин решили, что нестеровская картина «неправоверна» — монахи, нимбы, мистицизм, словом, полный набор средневекового мракобесия вместо пропаганды социального равенства и научного прогресса. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те "рационалистические" устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно».

Было решено повлиять на Третьякова, чтобы он отказался от покупки картины.
К счастью, Третьяков не послушал влиятельных советчиков. «Видение Варфоломея» заняло почетное место в его галерее.

Образ Сергия Радонежского продолжал волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за « Видением отроку Варфоломею » он написал большие картины «Юность преподобного Сергия»

и триптих «Труды преподобного Сергия».

Всего же за более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

Троица Ветхозаветная

Его стремление создать современную религиозную живопись было искренним и сильным.

Убиенный царевич Дмитрий

Художник специально ездил в Италию, чтобы изучить византийское церковное искусство. Но тут его ждала творческая неудача. Из-под его кисти упрямо выходил модерн — с декоративной уплощенностью композиции, рафинированностью и бесплотностью образов, утонченностью серебристого колорита.

Александр Невский. Мозаичная икона в храме Воскресения " Спасе на Крови " в Санкт-Петербурге.

При взгляде на его «Голгофу» сразу вспоминаешь прерафаэлитов. Апостол Иоанн в эффектном алом плаще выглядит декадентским актером из уайльдовской «Саломеи».

Разве можно сравнить нестеровскую «Голгофу» с «Голгофой» Николая Ге? Впрочем, сам художник честно признавался, что изображение страстей — не его стихия.

«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо... Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало...»

В 1902 году Нестеров пишет картину « Святая Русь », пытаясь применить в ней свой опыт иконописной аскезы. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.

Увы, картина «не прозвучала». Лев Толстой съязвил, что Христос походит на итальянского тенора.

Нестеров учел это замечание в следующей своей большой картине «Христиане», задуманной как opus magnum. Позже она получила название «На Руси» (Душа народа). Нестеров работал над этим полотном много лет. Закончена она была в 1916 году. Художник задумал показать Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Христос присутствует на полотне лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.

Нестеров свел в одном крестном ходе людей разных эпох — князей, царей, святителей, блаженных, мужчин и женщин, державшх на своих плечах Россию, обогревавших своим милосердием ее ледяные просторы. Медсестра ведет под руку ослепшего солдата, жертву нового оружия Первой мировой — отравляющих газов. Нестеров писал раненого с натуры в госпитале. В правой части картины вместе с народом идут христианские писатели — Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского художник поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова. Для русской живописи это уникальный случай соединения в одной картине вымышленных и реальных личностей, после Нестерова к этому приему обратится Глазунов.

В ранних вариантах картины Горький тоже побывал в толпе богоискателей, но художник после раздумий убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба.

Пейзаж вполне конкретен — это Волга у Царева кургана. Река, с которой связана едва ли не вся история Россия.

Перед толпой идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Образ ребенка отсылает к словам Евангелия: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Нестеровская «Душа народа» воспринимается прежде всего как реплика к ивановскому « Явлению Христа народу ». Разумеется со сходным результатом — большое художественное поражение. Приторно-декоративный привкус модерна отравил все. Правда, как известно с давних пор, иные поражения стоят десяти побед.

После Октябрьской революции, которую Нестеров возненавидел сразу и навсегда, все церковные заказы отпали. Впрочем, он не оставляет религиозной живописи, но пишет эти полотна почти подпольно, на всякий случай помечая их дореволюционными датами, и, конечно, без малейшей надежды когда-либо выставить их на суд советской публики. В « Страстной седмице » он предрекает будущее духовное возрождение России через ее веру и ее искусство.

Художник осторожничал не напрасно. Истово верующий и страстно увлеченный русской религиозной философией, до революции он был черносотенцем, членом « Союза русского народа ». В 1938 году он был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н.Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга была отправлена в ссылку в Джамбул.

Впрочем, для самого Нестерова все закончилось вручением Сталинской премии (1941).

Автопортрет

В таких условиях практически единственным средством творческого существования стала портретная живопись. С ней был связан новый взлет нестеровского таланта. Лучшие из его портретов — И. Шадра, И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет.

Посмотрите, как характер человека можно выразить через… руки.

Портрет академика Павлова

Портрет хирурга Юдина

Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Последним его произведением стал пейзаж «Осень в деревне»

«Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну — родину нашу!..»

Российская империя была богата на поистине неординарных художников, все они имели свой неповторимый стиль, излюбленные жанры и сюжеты, которые по сей день радуют душу русского человека. Однако не все из них были прославлены как при жизни, так и после кончины, что является досадной несправедливостью. Таким художником был и М. В. Нестеров - автор множества картин, прославляющих могущество России и православной веры. Самыми знаменитыми его произведениями считаются "Видение отроку Варфоломею", "Тишина", серия работ, посвященных святому Сергию Радонежскому и "Святая Русь". Именно на последней из них будет сфокусировано внимание в данной статье.

Биография художника

Родина М. В. Нестерова - небольшой городок Уфа, в котором он родился в 1862 году. Атмосфера его семьи была пропитана любовью к вере - родители художника были глубоко религиозными людьми, которые и привили Михаилу Васильевичу особое отношение ко всему, что связано с христианством. Они поддерживали интерес юного творца к живописи и оказывали значительную поддержку его начинаний, за что художник был им крайне благодарен на протяжении всей жизни.

В возрасте 12 лет переезжает в Москву, чтобы поступить там в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а после этого - в Петербургскую Академию художеств. Учителями, оказавшими на него значительное влияние, были лучшие художники того времени: В. Г. Перов, П. П. Чистяков, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.

В 1883 году в своем родном городе во время летних каникул художник встречает свою первую жену, Марию Мартынову, которая трагически умерла через 3 года после свадьбы во время родов их дочери. После этого Михаил Нестеров будет часто писать героинь своих работ по образу покойной возлюбленной. Смирившись с утратой Марии, он женился во второй раз спустя почти 20 лет после ее смерти.

Его серьезная карьера как профессионала начинает свое развитие 1885 году, когда он получает звание свободного художника. После этого написанные приносят ему все большее признание, среди них работа "Пустынник", купленная небезызвестным П. М. Третьяковым. Он также берется за роспись множества храмов, черпая вдохновение из европейских святынь, эта деятельность приносит ему небывалое удовольствие.

После Октябрьской революции в жизни творца возникают сложности - его семья вынуждена перебраться на Кавказ, где художника настигает болезнь. Последние 26 лет Нестерова проходят напряженно ввиду того, что большинство создаваемых им работ имеют религиозную тематику, а это идет вразрез с идеологией Советов. Художник скончался на 81 году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Картина "Святая Русь"

Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы". Эта же фраза считается неофициальным вторым названием "Святой Руси" Нестерова Михаила.

Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным. Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное. Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения - "На Руси" (известной также как "Душа народа"), где изобразил Иисуса уже в виде иконы.

О создании произведения

Год написания "Святой Руси" Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски. Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, - их художник написал со своих сестры и матери. Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение.

Смысл, заложенный в полотне

Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение. Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью. Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины - в чистой православной вере.

Символично и то, что покаяние, которым пронизана "Святая Русь" Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране.

Описание картины "Святая Русь" Нестерова Михаила

На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения - кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России.

Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева). Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности - деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами. Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых.

Центральный план

Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными - и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека. Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова "Святая Русь" изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке. За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.

Дальний план

На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине. То могущество природы, которое вложил Нестеров в "Святую Русь", подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром - всепрощающим, помогающим и исцеляющим. Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта - природы.

Палитра картины

Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму "кричащей", чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета. Основные оттенки "Святой Руси" Нестерова - серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет - им написаны облачное небо, снег и воздух. Относительно яркие акценты можно заметить на деталях - платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.

Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками.

Другие произведения Михаила Васильевича

Как упоминалось ранее, "работой над ошибками" после написания "Святой Руси" стало произведение "Душа народа". В данном творении изображен крестный ход и исправлено все то, что вызвало волну негодования у критиков в прошлой работе - это и отсутствие Христа в образе человека, и святых, и бо́льшая проникновенность сюжета. Картина написана в 1916 году, ее пейзаж соответствует реальному месту у реки Волги. Как и в "Святой Руси", многие ее герои написаны по реальным людям - среди богоискателей изображены небезызвестные писатели - Соловьев, Толстой и Достоевский. Примечательно, что эти гении слова тоже были глубоко верующими людьми, и по этой причине художник передумал изображать на ней Максима Горького - его сердце было занято идеей революции, а не веры.

Помимо написания связанных с темой православия картин, Нестеров увлеченно расписывает внутреннее убранство храмов. Первая монументальная работа по росписи стен была совершена в храме Владимирского собора в Киеве. Художника так увлек этот вид искусства, что он продолжал работать в храмах на протяжении 22 лет своей жизни.

Далее он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, где его рукой было создано более 50 работ, после этого - Марфо-Мариинскую обитель, в которой одной из лучших его работ была "Путь ко Христу", затем Спасо-Преображенский собор и Соловецкий монастырь. За все время работы в церквях Михаил Васильевич создал объем работ, несравнимый с количеством картин любого другого монументалиста. Более того, он начал писать совершенно новые для того времени сюжеты - никто до него не изображал святых на фоне природы.

Невозможно переоценить вклад Михаила Нестерова в русское искусство. Создавая самобытные произведения, полные любви к русской вере и природе, художник лучшим образом пропагандировал искреннее уважение к необъятной Родине - России.

Эту картину художник Михаил Васильевич Нестеров считал вершиной своего творчества, говоря: «В начале жизни - „Отрок Варфоломей“, к концу - „Душа народа“». И верно, она замыкает цикл размышлений, начатый «житием» Сергия Радонежского еще в 1889 году. Закончена картина была в 1916 году, но замысел ее, драгоценный, лелеемый и потому почти никому не открываемый, возник десятью годами раньше. Как развитие идеи, воплощенной в картине «Святая Русь», а затем в росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, названной «Путь ко Христу».

Для такого художника-философа, как Нестеров, картина - это размышление, осмысление событий им переживаемых, вопросов его волнующих. Вопросов, которые перед ним - и перед нами - ставит судьба. Жесты, позы, образы, композиция в целом исполнены глубокого смысла. Благодаря большим размерам и геометрии персонажей - они расположены по диагонали, так, что правый угол толпы выходит к зрителю, - мы, если подойдем к полотну справа, где неслучайно стоят наши (тогдашние) современники, словно сольемся с этой толпой, ощутим свою причастность к происходящему.

Для нас же рассматривать картину - это значит говорить с художником, улавливать вопросы и пытаться услышать ответы. И то, о чем вопрошал Михаил Васильевич Нестеров, создавая эту картину, мучает нас полтора столетия. Куда идешь ты, Русь? За кем? Чего ищешь?

Ранняя осень. Высокий берег Волги. Огромная пестрая толпа. Духовенство, «Христовы невесты» - монашенки, схимник, царь, воевода, крестьяне, философы и писатели - современники Нестерова, юродивый… Все они движутся будто бы вслед за мальчиком, который не замечает никого за своей спиной. Да и они не смотрят на него. Кто-то отвернулся, кто-то косится на соседа, кто-то опустил глаза и глядит лишь себе под ноги, кто-то слишком погружен в себя... И на первый взгляд расстояние между этой толпой и мальчиком так велико, что кажется: они идут сами по себе. И тем не менее рождается странное ощущение, что все эти люди, сами того не замечая и не понимая, очень тесно связаны со щуплой фигуркой, спокойно ступающей перед ними, и, повинуясь лишь какому-то неведомому наитию, не позволяющему им совсем потеряться и растеряться, бредут по следам мальчика. А он идет вперед, будто что-то значительное видит там, за обрезом картины.

И только один человек действительно идет за ним. Это слепой солдат. Выживший в мясорубке войны и вернувшийся в не менее жестокое и еще более смутное время исторического перепутья. Он слеп, но уверенно и сильно шагает за мальчиком почти впереди всех. Его поддерживает сестра милосердия, но такое ощущение, что не она, а он ее ведет. Ведет так, как будто видит, куда идти. Но не глазами, а чем-то иным… Эти две фигуры кажутся ключевыми. Слепой солдат как символ искупления через боль и страдания и сестра милосердия как символ сострадания, чистого и искреннего отклика души на чужую боль. Эти два образа были и в росписи «Путь ко Христу», но здесь они обрели гораздо более глубокий смысл. Смысл пути. Пути искупления. Может быть, кровь и грязь войны, показав истинную ценность того, чем мы обычно живем, помогла им стать чище?

На первых эскизах впереди всех шел Христос. Позже Нестеров отказался от попытки его изобразить. Но Он все же присутствует на картине. В центре толпы икона Спаса Нерукотворного. Ее несут два крестьянина с опущенными головами, будто язвит их раскаяние и боль. Лик Христа потемнел. Возможно, этот образ давно знаком был Нестерову по увиденному им страшному сну, описанному потом в акварели. Темный лик говорит сам за себя, предвещая великие потрясения… Но присутствие Бога чувствуется не только благодаря иконе. Может быть, именно его видят где-то впереди глаза мальчика, его предощущают слепой солдат и сестра милосердия, подтверждая тем самым древний завет: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Мальчик, которого Нестеров написал со своего сына Алеши, очень похож на отрока Варфоломея с одного из ранних и самых любимых полотен художника. Он выражение народной души. Надпись на картине, нанесенная в 1924 году (сейчас ее почему-то нет) с согласия Нестерова его другом, объясняет значение этого образа: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Может быть, поэтому искать Бога - значит через искупление страданием искать в себе ребенка…

на журнал "Человек без границ"

На полотнах художника Михаила Нестерова физический мир спит. Крепко спит и…остывает. Все погружено в зеленовато-желто-голубую дымку; студеный воздух ощущаешь через полотно. Тотальная осень! Тотальное умирание!

Создается впечатление, что люди на картинах Нестерова неживые. Почти призраки. Атмосфера безмолвной печали. Но плакать не хочется. Как, впрочем, и смеяться. И здесь на первый план выходит Духовное, невесомое, призрачное с точки зрения Физического.

«Это тоже - поэзия чего-то большого и смутного, выходящего за грани личности. Не поэзия индивидуального вдохновения, но поэзия, говорящая о далях и озаренностях народа. Надо вглядеться пристально в их картины, надо забыть о многом внешнем, мешающем, случайном, отдаться наваждению - и тогда, тогда вдруг по-иному засветятся краски, и оживут тени, и улыбнется кто-то, таинственный, «на другом берегу».

Так описывал картины Михаила Нестерова знаменитый художественный критик Сергей Маковский. Что ж нам остается только отдаться этому наваждению и перейти «на другой берег»...

«Пустынник» (1888-1889)

Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде. Там он знакомится с монахом Троице-Сергиевой лавры Гордеем, который становится прототипом героя. Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. Вдоль озера по тропке бредет, опираясь на посох, старец в монашеских одеждах. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.

Художнику удалось в полной мере передать свою убежденность в том, что только жизнь вдали мирской суеты способна напитать человеческую душу покоем, искренностью и стойкостью.

Намеченные художником принципы и идеи будут реализованы в его дальнейшем творчестве. Картина была куплена Третьяковым за 500 рублей, что позволило получить Нестерову не только материальную независимость (он, в том числе, смог поехать в Италию), но и стала подтверждением: «Он – настоящий художник!»

«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)

Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде. «Видение отроку Варфоломею» стала первой картиной, идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой мецената Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины.

Смысловым центром композиции стала фигура мальчика, который уповает на черноризца и просит чуда – освоить грамоту. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать.

Осенний пейзаж наполняет картину чистотой и словно дарит способность раскрыть тайные помыслы и желания чистой души мальчика. Тесно переплетая реальность и видение, Нестеров создает необычную для русской живописи картину – в станковой живописи появляется элемент иконописи. Золотое сияние вокруг голову схимника рождает массу споров не только среди зрителей и критиков, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назовут картину «вредной».

«Под Благовест» (1895)

Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». На первом плане зритель видит двух монахов, читающих Часослов и бредущих вдоль поросли молоденьких березок. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Монахи настолько углубились в чтение, что не обращают внимания на красоту природы, которая просыпается от зимнего сна. Художник вкладывает в руки молодого инока веточку вербы, сообщая тем самым, что великий праздник Воскрешения Христова совсем скоро.

Кажется, что и в природе, и в людях, изображенных на картине, не осталось ничего земного, а все происходящее проникнуто тишиной спасительной молитвы.

«Молчание» (1903)

Одной из лучших картин, рассказывающей о монашеской жизни, стало «Молчание», написанное Нестеровым параллельно с работой над «Святой Русью». Взору зрителя предстают две скользящие по заливу у подножия Рапирной горы на Соловках лодки. Внутренние связи – доминанты полотна – образуют четкий треугольник: две лодки и церковь на вершине горы. На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Однако в самой картине нет движения и динамики. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.

Связь человека с Богом через общение с природой, созерцательная молитва и уход от мирской суеты подчеркивается и общим колоритом: легкое звучание сиреневого, желтовато-розового и серо-фиолетового оттеняют доминанту темного зеленого и черного.

Идеи «Молчания» впоследствии будет отражены в «Лисичках» (1914), «Старец. Раб Божий Авраамий» (1914-1916), «В скиту» (1915) и «Соловки» (1917).

«Душа народа» (1914-1916)

В 1912 году Нестеров заканчивает работу над росписью Покровского храма Марфо-Мариинской обители и приступает к завершению трилогии – картине «Душа народа». Уже написаны «Святая Русь» (1901-1905) и «Путь ко Христу» (1908-1912). Каждое из полотен появилось в сложное для страны время, и через них Михаил Васильевич символично предлагает выход из сложных ситуаций, который заключается не в бунтах, пропитанных кровью, а в свете истины христианской, веры в Бога и народном единстве.

Вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры бредут люди, впереди которых – крестьянский мальчик, с надеждой вглядывающийся вперед. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея.

Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Однако складывается ощущение, что Он только что прошел, а разные люди – царь в шапке Мономаха, священник, схимник, юродивый, слепой солдат с сестрой милосердия - стремятся догнать его. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.


Top