Публикации о творчестве воскобойникова в м. Из жизни замечательных детей

ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОСКОБОЙНИКОВ

Даты жизни : 1 апреля 1939
Место рождения : г. Ленинград
Русский писатель, драматург, историк, автор книг для детей
Известные произведения : «Всё будет в порядке», «Жизнь замечательных детей»,

Валерий Воскобойников - автор более 60 книг для детей, исторических биографий для детей и взрослых. В. Воскобойников - Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени С. Я. Маршака и премией имени А. С. Грина.

Валерий Михайлович Воскобойников родился в Ленинграде 01.04.1939 в учительской семье. После окончания Ленинградского нефтетехнологического техникума в 1957 г. поступает на вечернее отделение в Ленинградский технологический институт. С 1958 г. по 1960 г. проходит военную службу в артиллерийской разведке.
Пытаясь применить полученное образование, в 1957–1958 гг. и 1961–1966 гг. работает инженером на различных предприятиях Ленинграда. Но тяга к творчеству оказалась сильнее и в 1973 г. Воскобойников оканчивает Высшие литературные курсы, дальше полностью посвящая себя детской литературе.
Самый первый рассказ писателя был напечатан в журнале «Смена» в 1962 г. Чуть позже произведения писателя появляются в «Костре», «Искорке», «Авроре», «Звезде», «Неве». А в 1966 г. издаётся первая книга под названием «Я еду отдыхать».
С 1973 г. по 1980 г. Воскобойников работал заведующим отделом прозы и поэзии в журнале «Смена», что помогло ему лучше узнать интересы и характер юных читателей. Поэтому в своих произведениях он побуждает подростков задумываться над сделанными поступками.

Произведения писателя широко известны и за рубежом. Например, «Тетрадь в красной обложке» (1971) издавалась в США, Японии, Польше, Румынии. По решению ЮНЕСКО историческая повесть «Великий врачеватель» (1972), в которой рассказывалось об Авиценне, была выпущена к 1000-летию учёного во многих странах.
Вместе с коллегами в 90-е годы публикует серию «Рассказы о православных святых» (16 книг), предназначенную для маленьких детей. С целью повысить духовную культуру младшего поколения, в 2002 г. издаёт также «Иллюстрированную Библию для семейного чтения», где пересказывает доступным языком библейские истории.
В. М. Воскобойников пишет как для младшего, так и для среднего школьного возраста. Он является автором более 60 произведений. Среди них стоит выделить книгу о детстве известных личностей «Жизнь замечательных детей», изданную в 1999 г., за которую автор был награждён Почётным дипломом Международного совета по детской книге в 2000 г. и Премией правительства РФ в 2011г.
Книга посвящена детству А. Македонского, А. Суворова, И. Ньютона, Ч. Чаплина, Петра Первого и др. Не все они в детстве были вундеркиндами, не все отличались талантами с самого рождения, наоборот, их даже считали неспособными, нерадивыми учениками. Однако, постепенно в них раскрылись таланты и великий дар.

Серия книг «Душа России» задумана как живая история. Это книги об Александре Невском и князе Довмонте, князе Владимире, Николае Чудотворце, Сергии Радонежском, Кирилле и Мефодии и др. Прочитав их, дети зримо представят себе важнейшие исторические события.
В книге "Лики святых" Валерий Воскобойников воссоздает яркие, достоверные образы исторических личностей, дух давно минувших дней. Написанная живым языком на основе интереснейших фактов книга будет особенно интересна читателям среднего и старшего школьного возраста. Князь Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Кирилл и Мефодий, Довмонт Псковский - имена этих выдающихся людей прочно связаны с историей христианства и государства российского.

Валерий Воскобойников является автором-составителем более десятка популярных энциклопедий для детей и взрослых: «Энциклопедия для девочек», «Православные святые», «Как определить и развить способности ребенка», «Праздники России», «Энциклопедия народной мудрости».

Кроме рассказов и повестей Воскобойников писал научно-познавательные произведения, статьи о проблемах литературы, пьесы для радио. Также больше 10 лет он руководил литературным объединением молодых писателей, сочиняющих для детей, был членом редакторского совета журнала «Детская литература» и других литературных организаций. Сейчас живёт в Санкт-Петербурге.

ВАЛЕРИЙ ВОСКОБОЙНИКОВ: «ПЕРЕДАЙ ВСЁ ХОРОШЕЕ, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ, ДАЛЬШЕ: интервью //Библиотека. – 2018. - №7. – С.75-77.

Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ - известный детский писатель, автор более чем 60 произведений для юной читательской аудитории. Его лирическая повесть «Тетрадь в красной обложке» (1971) и историческая «Великий врачеватель» (1972), написанная к 1000-летию Авиценны, издавались во многих странах мира. А книга о детстве известных личностей «Жизнь замечательных детей», выпущенная в 1999 г., была удостоена Почётного диплома Международного совета по детской книге (2000 г.) и Премии Правительства РФ (2011 г.). Сегодня Валерий Михайлович в гостях у редакции и готов ответить на наши вопросы.

Валерий Михайлович, вы окончили химический техникум, а затем Ленинградский технологический институт, работали инженером. Как и почему вдруг решили стать литератором?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Свою писательскую судьбу я определил в три с половиной года. Предыстория такова. Отец на фронте был тяжело ранен. Мы узнали об этом из письма девочки-школьницы, написавшей от его имени, чтобы мама не беспокоилась, и от себя добавившей: «Только у него руки и ноги не работают». В апреле 1942-го мы с мамой эвакуировались из блокадного Ленинграда к раненому отцу - в маленький городок по имени Можга. Пока добирались, отец поправился и снова ушёл на фронт. Мама, как и всюду, стала работать учительницей русского языка. Оставляла меня одного, дав карандаш, газету «Правда» и кусок обоев. На чистой стороне обоев я переписывал статьи из разных газет и журналов. И на вопрос, кем буду, отвечал: «Писателем». При этом был уверен: сколько изданий, столько и писателей.
Однажды решил выпустить собственную газету. Мне очень нравился лозунг: «Наше дело правое, победа будет за нами!» Но, поскольку в те годы часто путал стороны местами, написал: «Наше дело левое, победа будет за нами!» Когда вручил своё первое произведение маме, она испугалась и сожгла его в печке, а с меня взяла честное слово, что я никогда не буду писателем, и на другой день принесла подержанные игрушки. Но я-то знал, что писателем буду!

А как же ваше стремление сочеталось с увлечением техническими науками?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : После войны наша семья воссоединилась, вернулась в Ленинград, я пошёл в первый класс. Так как читать я научился в три с половиной года, учёба давалась легко, тем более что мне всё было интересно. Семья моего друга-одноклассника выписывала журнал «Техника - молодёжи», и я со второго класса прочитывал каждый номер от первой до последней страницы. Потом мне в руки попались толстая зачитанная книга «Занимательная геохимия» А. Ферсмана и «Занимательная химия» В. Рюмина, я перечитывал их много раз. Так пришло увлечение химией. Дома у меня была своя лаборатория. И я развлекал гостей простейшими опытами: превращал железные гвозди в медные, а медные монеты в серебряные, писал симпатическими чернилами и т. п. Химия была моим увлечением все годы взросления. Но параллельно я, конечно, прочитал много хороших книг. В армии у нас оказалась прекрасная гарнизонная библиотека, выписывающая все литературные журналы. Это были 1958-1961 гг. - время расцвета молодой литературы. Первые публикации Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Ю. Казакова... Тогда я понял, что больше сдерживать себя невозможно, и начал писать рассказы.
Вернувшись из армии, принёс один из самых первых в ленинградскую молодёжную газету «Смена» и неожиданно стал одним из победителей городского конкурса. К окончанию вечернего института у меня уже готовились в издательствах две книги повестей и рассказов, некоторые из них читали по радио. И я встал перед трудным выбором. С одной стороны - карьера химика (я работал с увлечением и уже был и. о. заведующего проблемной лабораторией, предполагалось поступление в заочную аспирантуру), с другой - писательская стезя. Помучившись, выбрал второе.

Некоторые авторы трудятся над рукописью в полной тишине, а есть те, которые творят в шумных залах кафе. Кто-то сочиняет в парке, а кто-то дома, под любимую мелодию. Расскажите о том, как вы работаете. Важны ли для вас определённая обстановка и настрой? Пишете каждый день или по вдохновению?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Так получается, что работаю почти каждый день. Иногда с утра до вечера, а иногда всего час. Когда готовлюсь к исторической книге (у меня их относительно много), с удовольствием исполняю роль разведчика или сыщика, попавшего в древние времена. Это тоже занимает немало времени.

Каковы ваши творческие планы? Работаете ли сейчас над новой книгой?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Уже практически закончил рассказывать об истории петербургского Казанского собора, близок к завершению произведения о цене в деньгах человеческой жизни от древности до наших дней. Думаю про новую повесть. По сути, последние лет пятьдесят пять процесс не прерывается. Однажды в 1993 г. угораздило сломать позвоночник, и я больше месяца должен был днём и ночью лежать только на спине. Мне принесли необходимую литературу, и я за полтора месяца в больничной палате написал книгу по мотивам эпоса о нибелунгах, которую недавно переиздали в пятый раз.

Во время творческих встреч вы часто общаетесь с подростками. Можете ли сказать, чем современный молодой человек отличается от ровесника 1980-1990-х? Есть ли какие-нибудь качества у сегодняшних ребят и девчонок, которые вам не нравятся? Возможно, это постоянное общение в социальных сетях, активное использование грубого сленга, равнодушие к проблемам окружающих или погоня за дорогими гаджетами, одеждой известных марок...
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : За последние пять тысяч лет человек как явление изменился мало. В Древнем Шумере отцы так же, как сейчас, сокрушались из-за дурно воспитанного юного поколения и с ужасом замечали, что мир катится в пропасть. Но, конечно, нынешний молодой человек владеет большим объёмом информации по сравнению с ровесником докомпьютерного периода. Этим он отличается от всех прежних поколений. Интернет - великое изобретение человеческого гения. Но он несёт и опасность - оглупление, приучение к поверхностному мышлению. Теперь не надо тратить энергию и время для получения каких-либо знаний - они даются даром каждому, лишь бы был компьютер. А всё, что даётся даром, не особенно ценится и легко теряется. В результате человек, оставшийся без интернета, может оказаться полным невеждой по сравнению с людьми прежних поколений.

Назовите пять самых важных для вас книг, которые вы могли бы рекомендовать современному молодому человеку .
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Знаете, пяти явно недостаточно. Пожалуй, их больше пятидесяти. Если начать с древности, то нельзя не назвать Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Библию [особенно Ветхий Завет, зафиксировавший древнюю историю одного из земных народов]. Если иметь в виду более для нас близкое время, да ещё и русскую культуру, та конечно, «Война и мир» Толстого. Но это - для более старшего возраста. А сегодняшним детям лет двенадцати я бы посоветовал множество книг, включая повести недавно вошедшего в литературу писателя Евгения Рудашевского «Куда уходит кумуткан» и «Ворон». Это серьёзные книги умного писателя.

Какие темы вы чаще всего поднимаете в своих произведениях? Чему бы хотели научить своего юного читателя, какие мысли донести?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Пожалуй, главных тем две. Первая - уникальность каждого человека. Любой из нас единственный и неповторимый во всей Вселенной. Такого никогда не было и никогда больше не будет. И вторая: каждый из нас соединяет длинную людскую цепочку, уходящую в неведомое прошлое, где наши матери, отцы, дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки и т. д. И такую же бесконечную цепочку, уходящую в будущее, - наши дети, внуки, правнуки... И все они с надеждой смотрят на каждого из нас: не подведи, передай всё хорошее, что мы сделали, дальше - из прошлого в будущее. Такие мысли я пытаюсь донести до своих читателей.

Сегодня, к сожалению, дети и подростки читают довольно мало, а в библиотеки ходят и того реже. Специалисты чего только не придумывают, чтобы заинтересовать молодёжь: делают красочные интерактивные видеопрезентации, устраивают конкурсы с призами, заводят странички в социальных сетях, открывают компьютерные клубы с бесплатным доступом в интернет, приглашают писателей, спортсменов, музыкантов и т. д. Что, на ваш взгляд, может помочь библиотекарям? Как сделать так, чтобы ребята с радостью приходили в книжный дом и приводили друзей?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ : Сам я - библиотечный человек с детства. Куда бы я ни приезжал в юные годы, первым делом шёл в библиотеку. Но, насколько я знаю, людей, постоянно читающих, с середины прошлого века процентов 10-12. Самое главное, ни в коем случае нельзя заставлять человека из-под палки. Литература должна услаждать душу и разум. Следовательно, для начала нужно подсовывать ребёнку именно такую. Ну и важно собираться за книгой всей семьёй. Когда старшие читают вместе с маленькими, книга входит в детское сознание как необходимый элемент жизни.

В. Воскобойников о любимом персонаже:
«Их много. Без увлечения личностью у меня ничего и не пишется. Первое увлечение пришло в 1966 году, когда я узнал чуть о жизни великого врачевателя и ученого Авиценны. Но для того, чтобы написать о нем книгу, я изучил историю и культуру ислама, посетил города, в которых 1000 лет назад жил Авиценна, даже сходил с караваном по пескам Кара Кум...
Одним из моих увлечений стал князь Довмонт Псковский, мудрый и отважный литвин, чужеземец, который тридцать три года управлял Псковом и оборонял русские земли, на радость местным жителям… Если брать более близких – то премьер-министр Витте. Всех моих любимых персонажей отличает стремление к созиданию через преодоление многих трудностей».

«ДОВМОНТОВ МЕЧ» Никогда прежде иноземный князь, не из Рюриковичей, не садился править в Пскове. Но в лето 1266 года не нашли псковичи достойного претендента на Руси. Вот и призвали опального литовского князя Довмонта с дружиною. И не ошиблись. Много раз ратное мастерство и умелая политика князя спасали город от врагов. Немало захватчиков полегло на псковских рубежах, прежде чем отучил их Довмонт в этих землях добычу искать. Долгими годами спокойствия и процветания северного края отплатил литовский князь своей новой родине.

«ВСЁ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ» Светлая, смешная и чуть печальная повесть. Этот доверительный рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему ещё не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире, надолго останется в памяти у читателя.

«ДЕВОЧКА, МАЛЬЧИК, СОБАКА» - история спасения рыжего ирландского сеттера по кличке Буль. Это захватывающая и одновременно трогательная история о пропавшей собаке и ребятах, заботящихся о ней. Повесть Валерия Воскобойникова «Девочка, мальчик, собака» была опубликована в журнале «Костер» №№ 6–8 в 1981 году.

Героиня повести «ТЕТРАДЬ В КРАСНОЙ ОБЛОЖКе» , ученица 3-го класса Маша Никифорова, ведёт подробный дневник того, что происходило в её пионерском отряде. Она старается разобраться в поступках своих товарищей, старается понять, правильно ли поступает сама. Может быть, и тебе интересно узнать, что же произошло с Машей Никифоровой и её друзьями?

«ВЕЛИКИЙ ВРАЧЕВАТЕЛЬ» Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусайн ибн-Абдаллах ибн-Хасан ибн-Али ибн-Сина. Это длинное имя кажется странным, как и многие восточные имена того времени, хотя на самом деле все в этих именах просто. Кто он - Ибн-Сина? Врачи говорят, что он великий врач. Нет, он известный астроном, математик, - скажут математики. И большой поэт, писатель, - скажут литераторы, Он ведь теоретик геологии, - скажут геологи. Кто он? Об этом вы узнаете, прочитав книгу Валерия Воскобойникова.

«ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ » Эта авторская серия книг Валерия Воскобойникова представляет собой уникальное собрание биографий самых известных людей планеты. Первая книга рассказывает о том, какими детьми были полководец Александр Македонский и мореплаватель Христофор Колумб, ученые Исаак Ньютон и Михаил Ломоносов, императоры Петр Первый и Екатерина Великая, поэт Александр Пушкин и композитор Амадей Моцарт. О детстве других выдающихся личностей читайте книги Валерия Воскобойникова.

НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дата и место рождения.

Родился 1 апреля 1939 года в городе, который в то время назывался Ленинградом. Почти всю жизнь здесь и живу.

2. Где Вы учились и «кем» работали (кроме как по призванию)?

После седьмого класса я закончил в 1957 году химический техникум, потом в 1965 году закончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета (вечернее отделение), в перерыве между первым и вторым курсом института, в армии, закончил в 1959 году сержантскую школу артиллерийских разведчиков, а в начале семидесятых закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте. Работал в различных химических лабораториях закрытых (ужасно секретных) предприятий своего родного города. Начал лаборантом, достиг ранга начальника проблемной лаборатории.

3. Ваша первая публикация.

Дату первой публикации, как и многое самое первое, помню наизусть - 24 марта 1962 года. Это был рассказ о влюбленном старшекласснике, который все лето смотрел на девушку, мечтал с нею познакомиться и не знал, как это сделать. А когда кончилось лето, ему стало известно, что с нею происходило все то же самое. Рассказ неожиданно для меня тут же наградили премией на городском конкурсе.

4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать).

Это - секрет. Но один псевдоним раскрою - Валерий Михайлович.

5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?

За сорок с лишним лет у меня наиздавали всякого: вероятно, штук за шестьдесят книг, да еще штук под триста статей, очерков и рассказов. Поэтому, как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно - ведь нужно выбрать самое-самое. Но то, что мне дорого и любимо, не обязательно заинтересует читателя. То есть увлечет лишь тех людей, увлечения которых близки моим.

Сегодняшний краткий список выглядит приблизительно так:

Я еду отдыхать: Повести и рассказы. - Л.: Дет. лит., 1966.

Самые сильные во дворе: Повести и рассказы. - Л.: Лениздат, 1969.

Другая осень: Повести. - Л.: Дет. лит., 1969.

Тетрадь в красной обложке: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1971.
То же, 1975.
Издана также в Японии, США, Польше, Румынии. Выпущена изд. «Радуга» на многих языках, включая европейские.

Девочка, мальчик, собака: Повести. - Л.: Дет. лит., 1988.
Награждена почетным дипломом на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу 1989 года.

Великий врачеватель: Ист. повесть об Авиценне. - М.: Мол. гвардия, 1972.
Переиздана в 1980 г. по решению ЮНЕСКО к 1000-летию Авиценны. Издана на национальных языках в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане (дважды), Татарии.

Зов Арктики: Ист. повесть. - М.: Мол. гвардия, 1975.
То же, 1984.

Утренние прогулки: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1976.
Издана в Японии.

Кирилл и Мефодий: Ист. повесть. - М.: Мол. гвардия, 1979.

Остров Безветрия: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1981.
Трижды издавалась в Японии.

Утренние колокола: Ист. роман. - Л.: Дет. лит., 1983.
То же, 1989.
Издана на национальных языках в Литве, Украине, Татарии.

Девятьсот дней мужества: Рассказы о Ленинградской блокаде. - М.: Малыш, 1984.
То же, 1985.
То же, 1986.
То же, 1989.
Издана на украинском языке в Киеве. Общий тираж - 3 млн.

ГЛАВНЫЕ КНИГИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

Блистательный Гильгамеш: Ист. роман по мотивам древнешумерского и аккадского эпоса. - М.: Терра, 1997.
Вошла в список «Книжного обозрения» как «самая-самая».

Жизнь замечательных детей: (Рассказы о детстве великих людей). - СПб.: Образование-Культура, 1997.
То же, 1998.
То же, 1999.
Награждена премией на Всероссийском конкурсе «Артиада - 1998» и Почетным Международным дипломом IBBY (им. Андерсена).

Древний Восток: Ист. повести. - СПб.: Респекс, 1998.

Довмонтов меч: Ист. роман. - СПб.-М.: Азбука-Терра, 1998.

Рассказы о православных святых: Серия маленьких исторических повестей для детей: (Иоанн Креститель, Николай Чудотворец, Кирилл и Мефодий, Князь Владимир Святой и т.д.). - СПб.: Лицей, 1993-1996.

Рассказы о православных святых: Книга исторических повестей. - СПб.: Золотой век, 1999.
То же, 2003.

Иллюстрированная Библия для семейного чтения: Издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. - СПб.: Золотой век, 2003.
Получила высшую награду «Серебряная литера» на Международной книжной ярмарке «Невский Форум» 2003 года.

Санкт-Петербург: Иллюстрированная история для детей. - СПб.: Золотой век, 2003.
Вышло несколько тиражей.

Серафим Саровский. Ист. повесть. - М.: РОСМЭН, 2003.

6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?

Я мечтал бы работать вместе с замечательным художником Николаем Устиновым или, например, с гениальным Виктором Пивоваровым. Но увы! Чаще с художниками мне не везет. Из тех художников, кому я благодарен за совместное творчество, назову Давида Боровского, Владимира Любарова и петербуржцев: Михаила Беломлинского, Виталия Аникина, Александра Лыткина, Владимира Алексеева.

7. Существуют ли на основе Ваших книг:

художественные фильмы;

мультипликационные фильмы;

звукозаписи;

театральные постановки;

музыкальные произведения?

В самом начале семидесятых по нескольким моим повестям были поставлены пьесы в театрах и на радио. По радио в те годы их повторяли часто. С кино мне не везло. Дважды я вместе с режиссером писал сценарии, потом собиралась творческая группа, подбирались актеры, но внезапно приходило новое начальство, и все срывалось. Я понял, что интереснее писать прозу, и больше не поддавался на соблазны. В начале 1990-х годов на Радио России (тогда очень молодом и смелом) было поставлено около 20-ти моих радиопьес. Мне хотелось скорее заняться просвещением соотечественников, и я придумал такие циклы: «Реформаторы России», «Предприниматели России», «История в судейской мантии» и «Творцы катастроф». В пьесах рассказывалось о великом роде Строгановых, об Александре Втором, об инженере Путилове, о семье Нобелей, о деле Бейлиса, о Сталине и так далее. Тогда их передавали по воскресеньям в середине дня, повторяли очень часто, и их многие слушали. Они даже какую-то получили премию. Эти пьесы время от времени прокручиваются на радио и сейчас.

8. Не могли бы Вы подарить нам свою фотографию с автографом?

ВОПРОСЫ НА ВЫБОР

1. Кем Вы хотели стать в детстве?

С 1947 года по 1954-й я мечтал полететь на планету Марс, чтобы ее исследовать. Тогда в русском языке не было слова космонавт, и я считал, что этим делом ведают астрономы. Потом я увлекся химией и стал химиком. О том, что я стану писателем, я знал с пяти лет. Но до двадцати ничего для этого не делал.

2. Зачем Вы ходили в школу?

Школу не обязательно любить, но ходить в нее необходимо.

3. О ком из старших Вам хочется рассказать: родителях, учителях, соседях?..

О родителях и старших товарищах. Мама спасла меня в блокаду, отец всю жизнь оставался абсолютным моральным авторитетом, а старшие товарищи - очень молодые и очень талантливые (Игорь Ефимов, Владимир Марамзин, Валерий Попов, Сергей Довлатов, Александр Кушнер, Андрей Битов) - приняли меня в свою «тусовку». Я был тогда невежественным беспредельно и благодарен им всею своей жизнью. А еще я счастлив оттого, что многие молодые и очень талантливые писатели Петербурга являются моими друзьями.

4. Ваша любимая книга:

в 7 лет;

«Робинзон Крузо».

в 15 лет;

Романы Диккенса - все, что тогда были переведены на русский язык.

сейчас.

Перечень меняется в зависимости от состояния души.

5. Самый решительный поступок в Вашей жизни.

Их несколько: 1 - акт рождения, 2 - расставание с любимой химией ради любимой литературы, 3 - женитьба номер два, 4 - добровольное стояние вместе с единомышленниками в августе 1991 года всю ночь под унылым, холодным, мелким дождем с целью уберечь демократически избранный Ленсовет от вооруженного штурма гэкачепистами. Ни в одном из этих поступков не раскаиваюсь.

6. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.

Стремление к компромиссам - и помогает, и мешает. Я никогда не мог и сейчас не могу ударить человека по лицу. Для меня это просто невозможно. Поэтому с детства я проповедовал пацифизм.

7. Кого из писателей - живых и ушедших - Вы хотели бы собрать для дружеской беседы под зеленой лампой?

Я-то был бы рад их пригласить, да не знаю, стало бы им со мной интересно. И все же: автора первой в истории человечества повести «Скитания Синухета» (ему сейчас исполнилось бы 4 тысячи лет), Гомера, Геродота, Плутарха, а также Луку, написавшего «Деяния апостолов» и одно из Евангелий, и Ибн Хишама, успевшего собрать воспоминания у соратников пророка Мухаммада и создать его Жизнеописание. Боюсь показаться самонадеянным, но, скорей всего, нам было бы полезно обменяться кое-какими мыслями. Жаль, что все эти люди ушли от нас слишком далеко.

8. Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?

9. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?

В пору счастливой молодости первыми читали друзья. Например, я был самым первым читателем повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа» и кое-каких стихов Олега Григорьева. А сейчас иногда первым читает тот, кто первым купил книгу, ибо бывает, что в издательстве ни редактор, ни художник, ни корректор не читают текст совсем. Зато книга и выходит с анекдотическими опечатками, в которых виноват только автор.

10. Почему Вам нравится быть писателем?

Я никогда бы не смог объяснить, почему полюбил какого-либо человека. Просто полюбил. И все тут. Так же и с писательством. После чтения это самое любимое мое занятие. Хотя иногда устаю от него ужасно. Но оно - главное на всю жизнь.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - НЕСКОЛЬКО СТРОК БЕЗО ВСЯКИХ ВОПРОСОВ ИЛИ «МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО»

Однажды я с ужасом открыл, что не знаю, зачем, для чего живу на Земле среди людей. Мне было тогда двенадцать лет, это ужасное открытие осенило меня в трамвае, и я долго метался по улицам, не желая идти домой и надеясь, что все-таки соображу что-нибудь насчет цели своей жизни. Наконец, я устал, добрел до квартиры и, не отвечая на вопросы матери, бухнулся спать. Ночью я просыпался от собственного стона. В следующие годы я прочитал довольно много книг. Они рассказывали о чем угодно: про историю изобретений, про жизнь древнего человека, про мамонтов и насекомых, но только не про меня. Я догадывался, что люди знают какую-то тайну о том, зачем я живу, но спросить у них я не мог - не было у меня тогда такого человека, которому я доверил бы свой вопрос.
Открытие пришло во сне - точно, как Менделееву. Он ведь тоже долго мучился из-за своей Таблицы. Я увидел самого себя стоящим на вершине холма. За левую руку меня держали родители, родителей - бабушки и дедушки, а их - следующие мои предки, которых я даже толком не знал. И вся эта бесконечная цепочка людей уходила в туманную даль - в прошлое человечества. За правую руку я держал своих детей (на самом деле не было у меня тогда никаких детей, это сейчас их трое), а они - своих детей, и те - следующих. Эта цепочка тоже скрывалась в туманной дали - будущем человечества. А я - соединял их всех.
Тогда-то я и понял насчет собственного предназначения и цели жизни каждого человека: любой из нас соединяет всех прошлых людей с людьми будущими и передает им все то доброе, что было сделано раньше. У каждого человека на Земле - есть своя такая цепочка. А все вместе эти сплетенные цепочки называются человечеством.
Проснувшись, я уже знал, что рожден не зря. И еще я понял, что кем бы мы ни были: хоть писателями, хоть водопроводчиками или пастухами, главное наше дело -передавать все доброе и хорошее в будущее время. Все мы - разные люди, каждый из нас - единственный человек во всей истории Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, не было на Земле и не будет; нас разделяют далекие расстояния и многие годы, и все же мы сильны, мы живы, когда все мы - вместе, когда сплетены в единое человечество.
С тех пор прошло сколько-то лет, и я узнал, что мудрые философы придумали свои ответы на мучавший меня вопрос. Возможно, свой ответ есть вообще у каждого человека. Но если у вас пока нет такого ответа, возьмите хотя бы мой - мне он здорово помогает.
Спасибо.

Эта увлекательная история рассказывает о загадочной судьбе экспедиции капитана Палтусова и её необычном участнике - говорящем попугае.

«Девочка, мальчик, собака» - история спасения рыжего ирландского сеттера по кличке Буль. Это захватывающая и одновременно трогательная история о пропавшей собаке и ребятах, заботящихся о ней.

Повесть Валерия Воскобойникова «Девочка, мальчик, собака» была опубликована в журнале «Костер» №№ 6–8 в 1981 году.

Поезд остановился. Стало слышно, как гудит шмель, запутавшийся в оконной занавеске.

Какая станция? - спросил из купе сонный голос.

Стоим в пути, - ответил проводник.

Он торопливо шёл через вагон и вытирал паклей руки...

Книга Валерия Воскобойникова светлая, смешная и чуть-чуть печальная. Этот доверительный рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему ещё не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире, надолго останется в памяти у читателя.

Продолжают развиваться отношения киллера Скунса с секретной службой «Эгида – плюс» и ее шефом Плещеевым. С одной стороны, у эгидовцев строгий приказ: выслеживать Скунса и физически уничтожать. С другой стороны, они чувствуют возрастающую симпатию к этомучеловеку. Специально для заинтересованных читателей сообщаем: ЭТА И ТОЛЬКО ЭТА КНИГА является прямым продолжением романа «те же и Скунс». Другие издания из серии об «Эгиде» и Скунсе являются самостоятельными произведениями господ соавторов и к основным сюжетным линиям отношения не имеют.

Повесть-хроника посвящена одному из основоположников научного коммунизма, пламенному борцу за дело рабочего класса, учёному и революционеру Фридриху Энгельсу.

Для среднего школьного возраста.

Служба безопасности крупного магната попадает в затруднительное положение. Проявив чудеса владения боевой техникой, ее спасает загадочный человек, по описаниям похожий на знаменитого Скунса. По приказу олигарха за ним начинается охота, чтобы переманить на свою сторону. Почти одновременно человек, так «похожий на Скунса», получает приказ на устранение олигарха.

Новые персонажи, новые судьбы, воспоминания о прошлом, любовь, ненависть, власть денег и попытка улучшить людей - все сплелось воедино в захватывающем сюжете.

Ежегодно в мае в Болгарии торжественно празднуется День письменности в память создания славянской азбуки образованнейшими людьми своего времени, братьями Кириллом и Мефодием (в Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия, которым награждаются выдающиеся деятели литературы и искусства). В далеком IX веке они посвятили всю жизнь созданию и распространению письменности для бесписьменных тогда славянских народов и утверждению славянской культуры как равной среди культур других европейских народов.

Воскобойников Валерий Михайлович - детский писатель и публицист. Родился 1 апреля 1939 года в городе Ленинграде в семье учителей.

Валерий Воскобойников - автор более 60 книг для детей, исторических биографий для детей и взрослых. В. Воскобойников - Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени С. Я. Маршака и премией имени А. С. Грина.

Первая книга (повести и рассказы для детей) вышла в 1965 году.

В 1970-е годы заведовал отделом прозы и поэзии в детском журнале «Костёр», впервые напечатал произведения Юрия Коваля, Василия Аксёнова, Сергея Иванова и других молодых писателей. Многие годы является наставником для молодых детских писателей.
Более 10 лет возглавлял литературное объединение молодых писателей, пишущих для детей, входил в редсовет журнала «Детская литература».

С 1987 года возглавляет секцию детской и юношеской литературы Союза писателей г. Санкт - Петербурга.

В 90-е годы писатель вместе с коллегами реализовал свою идею создания серии «Рассказы о православных святых» для детей младшего школьного возраста. Вышло 16 книг, маленьких повествований по материалам житий и изысканий современных историков: «Николай Чудотворец, святитель Божий» (1993 г.), «Великий князь Владимир, равноапостольный святой» (1994г.), «Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий» (1994 г.) и другие.

С 1998 года - член Совета по детской книге России. Входит в состав жюри Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» сезона 2007-2008 гг.

В 2002 году вышла «Иллюстрированная Библия для семейного чтения» в пересказе В.М. Воскобойникова. Книга «Современный пересказ Библии для семейного чтения» получила высшую награду «Серебряная литера» на Международном салоне «Невский Книжный Форум - 2003 г.».

За повесть о современных детях «Все будет в порядке» в 2007 году награжден дипломом детского читательского жюри и Национальной премией по детской литературе.

В 2013 году присуждена Международная премия имени П. П. Ершова за серию книг «Жизнь замечательных детей» .

Многие книги автора широко известны за рубежом. Повесть «Тетрадь в красной обложке», опубликованная впервые в 1971 году в Ленинграде, издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга «Остров Безветрия» трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне «Великий врачеватель» по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 1000-летию ученого.


Для школьников младшего возраста Валерий Воскобойников написал интересную и полезную книгу о детстве выдающихся людей «Жизнь замечательных детей» (1999 г.).
Книга посвящена детству А. Македонского, А. Суворова, И. Ньютона, Ч. Чаплина, Петра Первого и др. Не все они в детстве были вундеркиндами, не все отличались талантами с самого рождения, наоборот, их даже считали неспособными, нерадивыми учениками. Однако, постепенно в них раскрылись таланты и великий дар.
За это произведение писатель был удостоен Почетного диплома Международного совета по детской книге (IBBY) с занесением книги в список лучших детских книг мира 2000 года.

Серия книг «Душа России» задумана как живая история. Это книги об Александре Невском и князе Довмонте, князе Владимире, Николае Чудотворце, Сергии Радонежском, Кирилле и Мефодии и др. Прочитав их, дети зримо представят себе важнейшие исторические события.

В. Воскобойников является автором-составителем более десятка популярных энциклопедий для детей и взрослых: «Энциклопедия для девочек», «Православные святые», «Как определить и развить способности ребенка», «Праздники России», «Энциклопедия народной мудрости».

Интересные факты о писателе

В. Воскобойников о выборе профессии:
«Обычно люди сначала учатся читать, причем вслух, а потом уж - писать. Но со мной случилось наоборот. Прожив блокаду в Ленинграде, мы с мамой приехали на Урал, где в госпитале лежал отец, раненый на фронте. Отец скоро опять ушел на фронт, а мама моя стала учительницей русского языка. Мне было четыре года, у меня не было никаких игрушек, но чем-то ведь надо было занять ребенка, который на весь день остается дома один. И мама давала мне газету, карандаш и кусок обоев - их была уйма у соседей, которые сдали нам комнату. Она возвращалась из школы и видела переписанную на чистую сторону обоев огромными буквами статью из газеты. Так я научился писать и решил, что обязательно, как только вырасту, стану писателем. Я тогда думал, что писатели пишут газеты - сколько газет, столько и писателей. А про существование книг я даже не догадывался - их у нас не было».

В. Воскобойников о любимом персонаже:
«Их много. Без увлечения личностью у меня ничего и не пишется. Первое увлечение пришло в 1966 году, когда я узнал чуть о жизни великого врачевателя и ученого Авиценны. Но для того, чтобы написать о нем книгу, я изучил историю и культуру ислама, посетил города, в которых 1000 лет назад жил Авиценна, даже сходил с караваном по пескам Кара Кум...
Одним из моих увлечений стал князь Довмонт Псковский , мудрый и отважный литвин, чужеземец, который тридцать три года управлял Псковом и оборонял русские земли, на радость местным жителям… Если брать более близких – то премьер-министр Витте. Всех моих любимых персонажей отличает стремление к созиданию через преодоление многих трудностей».

Книги Валерия Воскобойникова о князе Довмонте

«Довмонт, князь Псковский»

Книга повествует о жизни, трудах и чудесах святого благоверного князя Псковского Довмонта.
Никогда прежде иноземный князь не садился править в Пскове. Но в лето 1266 года не нашли псковичи достойного претендента на Руси и призвали литовского князя Довмонта с дружиною - до этого он был князем в Литве, бежал из Литвы от мести сына Миндовга в Псков, где вступил в брак с внучкой Александра Невского.

Будучи искусным военачальником, Довмонт организовал оборону Пскова от нападения немецких рыцарей и литовских феодалов. Много раз немецкие рыцари осаждали Псков и каждый раз терпели поражение. Долгими годами спокойствия и процветания северного края отплатил литовский князь своей новой родине.


«Довмонтов меч»

Никогда еще иноземный князь, не из Рюриковичей, не садился править в Пскове, но в лето 1266 года псковичи призвали опального литовского князя Довмонта с дружиною. И не ошиблись.
Не единожды ратное мастерство и умелая политика князя спасали город от врагов.
Немало захватчиков полегло на псковских рубежах, прежде чем отучил их Довмонт в этих землях добычу искать.


«Лики святых»

Князь Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Кирилл и Мефодий, Довмонт Псковский - имена этих выдающихся людей прочно связаны с историей христианства и государства российского. В книге "Лики святых" Валерий Воскобойников воссоздает яркие, достоверные образы исторических личностей, дух давно минувших дней. Написанная живым языком на основе интереснейших фактов книга будет особенно интересна читателям среднего и старшего школьного возраста.

«Псково-Печерский монастырь» (cерия "Святыни России")

Первые монастыри на Руси появились около тысячи лет назад и с тех пор стали ее главной опорой. На протяжении всей русской истории они были центрами духовной и культурной жизни народа.Серия книг-подарков рассказывает о жизни древних обителей, об их основателях и святынях, о роли монастырей в истории Государства Российского.
Для детей среднего и старшего школьного возраста. Для семейного чтения.

Валерий Воскобойников о любимом персонаже - князе Довмонте и Псковских святынях

Валерий Михайлович детский писатель и публицист, автор более пятидесяти книг для детей. Родился 1 апреля 1939 года в Ленинграде в семье учителей.

В 1957 году после окончания химического техникума поступил на вечернее отделение Ленинградского Технологического института. В 1958-1960 гг. служил в армии, в артиллерийской разведке, дослужился до младшего сержанта.

Работал инженером-химиком в секретных «почтовых ящиках», одновременно учась в своем институте, который окончил в 1965 году. После армейской службы посчастливилось подружиться с молодыми талантливыми молодыми людьми, некоторые из которых стали весьма известными писателями, как, например: Сергей Довлатов, Валерий Попов, Андрей Битов, Игорь Ефимов, Владимир Арро. Первый рассказ был опубликован в 1962 году в молодежной газете «Смена» и получил премию на городском конкурсе. Первая книга (повести и рассказы для детей) вышла в 1965 году. С тех пор издано более 60-ти книг, некоторые из них были переведены на языки многих республиках СССР, и стран, включая Японию, США, Кубу, Польшу и т. д.

В 1960-1970-е годы по командировкам журналов объездил и облетал всю страну, включая полярные станции, северное побережье, Урал и Сибирь, а также пустыню Кара-Кум. В 1970-е годы заведовал отделом прозы и поэзии в детском журнале «Костер» и был «первопечатником» замечательных произведений Юрия Коваля, Василия Аксенова, Сергея Иванова и других любимых писателей. Многолетняя работа в журнале "Костер", где с 1973 по 1980 гг. он руководил отделом литературы, помогла писателю лучше узнать юного читателя. В своих произведениях В. Воскобойников остро ставит перед ними нравственные проблемы, побуждая подростков задуматься над своими поступками.

Произведения В.М. Воскобойникова известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Повесть "Тетрадь в красной обложке", опубликованная впервые в 1971 г в Ленинграде, была издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга "Остров Безветрия" трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне "Великий врачеватель" (М.: Молодая гвардия, 1972) по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 1000-летию ученого.

Творчество Валерия Михайловича Воскобойникова это не только повести и рассказы, но и пьесы для радио, научно-познавательные произведения, статьи по проблемам литературы. Более 10 лет он возглавлял литературное объединение молодых писателей, пишущих для детей. С 1987 г. писатель возглавляет секцию детской и юношеской литературы Союза писателей города Санкт Петербурга, а с 1998 г. является членом Совета по детской книге России, входит в редсовет уникального профессионального журнала "Детская литература".

В 90-е годы писатель вместе с коллегами реализовал свою идею создания серии "Рассказы о православных святых" для детей младшего школьного возраста. Вышло 16 книг, маленьких повествований по материалам житий и изысканий современных историков: "Николай Чудотворец, святитель Божий" (1993 г.), "Великий князь Владимир, равноапостольный святой" (1994 г.), "Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий" (1994 г.) и другие.

Но на этом работа над книгами, формирующими духовную культуру детей, не закончилась. В 2002 г. в петербургском издательстве "Золотой век" вышла "Иллюстрированная Библия для семейного чтения" в пересказе В.М. Воскобойникова. Пересказы библейских историй сопровождаются обширными историко-культурологическими комментариями, ссылками на результаты археологических раскопок, дополняются апокрифами, документальными свидетельствами.

В 90-е годы прошлого века реализовалась еще одна идея Валерия Воскобойникова. В серии "Единорог" были изданы его романы по мотивам эпоса разных народов: "Повесть о неустрашимом Зигфриде и могущественных нибелунгах" по мотивам средневекового германского эпоса (1996 г.), "Блистательный Гильгамеш" по мотивам древнешумерского и аккадского эпоса (1997 г.). Адресованы они читателям среднего школьного возраста.

А для школьников младшего возраста Валерий Воскобойников написал интересную и полезную книгу о детстве выдающихся людей "Жизнь замечательных детей" (1999 г.). Она открывает новую серию петербургского издательства "Образование - культура" об истории человеческой цивилизации. За эту книгу В.М. Воскобойников был удостоен Почетным дипломом Международного совета по детской книге (IBBY) в 2000-м году.

Книга «Современный пересказ Библии для семейного чтения» – высшая награда «Серебряная литера» на Международном салоне «Невский Книжный Форум – 2003 г.», серия исторических книг для детей «Душа России» – Первая Всероссийская премия «Православная книга России – 2003 года», книга «Жизнь замечательных детей – 2» -- премия имени Маршака – 2005 год.

«МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО»

Однажды я с ужасом открыл, что не знаю, зачем, для чего живу на Земле среди людей. Мне было тогда двенадцать лет, это ужасное открытие осенило меня в трамвае, и я долго метался по улицам, не желая идти домой и надеясь, что все-таки соображу что-нибудь насчет цели своей жизни. Наконец, я устал, добрел до квартиры и, не отвечая на все вопросы матери, бухнулся спать. Ночью я просыпался от собственного стона. В следующие годы я прочитал довольно много книг. Они рассказывали о чем угодно: про историю изобретений, про жизнь древнего человека, про мамонтов и насекомых, но только не про меня. Я догадывался, что люди знают какую-то тайну о том, зачем я живу, но спросить у них я не мог - не было у меня тогда такого человека, которому я доверил бы свой вопрос.
Открытие пришло во сне - точно, как Менделееву. Он ведь тоже долго мучился из-за своей Таблицы. Я увидел самого себя стоящим на вершине холма. За левую руку меня держали родители, родителей - бабушки и дедушки, а их - следующие мои предки, которых я даже толком не знал. И вся эта бесконечная цепочка людей уходила в туманную даль - в прошлое человечества. За правую руку я держал своих детей (на самом деле не было у меня тогда никаких детей, это сейчас их трое), а они - своих детей, и те - следующих. Эта цепочка тоже скрывалась в туманной дали - будущем человечества. А я - соединял их всех.
Тогда-то
я и понял насчет собственного предназначения и цели жизни каждого человека: любой из нас соединяет всех прошлых людей с людьми будущими и передает им все то доброе, что было сделано раньше. У каждого человека на Земле - есть своя такая цепочка. А все вместе эти сплетенные цепочки называются человечеством.
Проснувшись, я уже знал, что рожден не зря. И еще я понял, что кем бы мы ни были: хоть писателями, хоть водопроводчиками или пастухами, главное наше дело -передавать все доброе и хорошее в будущее время. Все мы - разные люди, каждый из нас - единственный человек во всей истории Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, не было на Земле и не будет; нас разделяют далекие расстояния и многие годы, и все же мы сильны, мы живы, когда все мы - вместе, когда сплетены в единое человечество.
С тех пор прошло сколько-то лет, и я узнал, что мудрые философы придумали свои ответы на мучавший меня вопрос. Возможно, свой ответ есть вообще у каждого человека. Но если у вас пока нет такого ответа, возьмите хотя бы мой - мне он здорово помогает.


Top