Чтение художественной литературы в старшей группе конспекты. Конспект НОД: чтение художественной литературы в старшей группе

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Березка» Зерноградского района – детский сад «Колобок»

Конспект НОД

по чтению художественной литературы

в старшей группе

"Путешествие в стихотворную сказку"

Подготовила: воспитатель старшей группы «Сказка» Черенок Н.А.

х. Путь Правды

2017 г.

Программное содержание:

    закрепить знание стихотворных сказок К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха», «Мойдодыр», «Айблит»;

    учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки;

    закрепить умение детей передавать голосом речевые интонации различных персонажей;

    развивать воображение;

    развитие интереса, любознательности;

    воспитывать желание, прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации;

    воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: ширма, куклы Зайчихи, Зайчика, Медведя; иллюстрации к сказкам; картинки персонажей и предметов из сказок; коробка с предметами к сказкам;корзина с яблоками; листы А4, карандаши по количеству детей.

Предварительная работа : чтение стихотворных литературных сказок К.И, Чуковского; заучивание отрывков из сказок; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

В.: Ребята, мы с вами уже знаем много сказок. Но сказки бывают разные. Давайте вспомним некоторые из них.

Игра « Угадай сказку» (с мячом) – (воспитатель говорит суть сказки, а дети – название )

Лиса отобрала домик у Зайца – «Заюшкина избушка»

Звери нашли домик в поле – «Теремок»

Девочка искала братца, которого украли птицы – «Гуси – лебеди»

Девочка попала в домик, в котором всего было по три – «Три медведя»

Братец не послушал сестру и попил из лужицы – «сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

В. : А ещё бывают стихотворные сказки, где всё рассказывается в стихах. Вы их тоже знаете.

И мы сейчас отправимся в путешествие по стихотворным сказкам. А поможет в этом нам волшебное пёрышко: (дотрагивается до детей)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

(стук)

В.: Кто же это стучит (появляется на ширме Зайчиха и плачет):

В.: Кто вы? Почему плачете?

З.: Ай, ай! Мой мальчик, мой зайчик попал под трамвай! Он бежал по дорожке и ему переехало ножки.

И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой!

В.: Ребята! Мы должны помочь Зайчихе. Кто может вылечить Зайку?

Дети: Доктор Айболит.

В.: Кто же будет Айболитом? Кто помнит слова Айболита ?(выбирает ребёнка, надевает халат доктора)

Ребёнок: Не беда! Подавай-ка его мне сюда.

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке!

(берёт зайчика, «лечит» и возвращает Зайчихе)

В.: И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

В.: А давайте все вместе вспомним, кто написал эту замечательную сказку в стихах? (дети отвечают)

Верно, это корней Иванович Чуковский. Давайте все вместе вспомним строки из сказки «Доктор Айболит». Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Игра «Доскажи словечко»

Добрый доктор ……….(Айболит)!

Он под деревом ………..(сидит)

Приходи к нему лечиться

И корова, и ……………..(волчица).

И жучок, и ………………(червячок),

И медведица

Всех излечит, исцелит

Добрый…………………(доктор Айболит)!

В.: Ребята! Мы не только помогли Зайчихе и её сыночку. Но мы ещё и вспомнили стихотворную сказку К.И, Чуковского «Айболит».

(появляется снова Зайчиха)

З.: Зато, что вы мне помогли, ия вам помогу. Вот вам волшебный конвертик, который поможет вам вспомнить другие сказки Чуковского. (уходит)

В.: Посмотрим! Здесь загадки и картинки.

Давайте отгадаем эти загадки и найдём будете находить персонажей их этих сказок:

1.Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

В.: Давайте найдём персонажей из этой сказки: только одни будут искать непослушных, а другие – послушных.

(дети ищут)

Игра « Найди послушных и непослушных героев сказки»

    Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

В.: А теперь найдём персонажей и предметы

из этой сказки.

«Игра найди персонажей и предметы из сказки»

    Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она... («Федорино горе»)

В.: А здесь давайте разложим картинки к этой сказке в правильном порядке.

Игра « Разложи картинки по сказке»

    Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

В.: Поиграем в игру и вспомним, какие были герои этой сказки Чуковского

Игра « Противоположные слова» (с мячом)

Жуки- трусливые, а комар - …(храбрый)

Муха добрая, а паук …(злой)

Муха плачет, а паук..(ухмыляется)

В.: Молодцы! Столько сказок вспомнили, столько сказочных героев нашли!

(стук)

В.: Кто же ещё к нам пожаловал?

На ширме появляется медвежонок:

Я принёс посылку вам из сказочного леса, только вы должны отгадать, что там лежит.

В.: ну, что ребята, попробуем? (дети отвечают)

Игра «Угадай предмет из сказки»

(Мишка задаёт вопросы, а дети отгадывают, воспитатель достаёт предметы)

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Что это? (Калоша)

В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Что это? (Мочалка)

В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Что это? (Варенье)

В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

Что это? (Шоколад)

В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

Что это? (Воздушный шар)

Мишка: Молодцы! Вот вам угощенье от нашего сказочного леса! (передаёт корзинку с яблоками воспитателю)

В.: Спасибо тебе, Мишка!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (дети отвечают) давайте же теперь возвращаться. Где моё волшебное пёрышко? (дотрагивается до детей и произносит слова вместе с ним)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Вот и подошло к концу наше путешествие по замечательным стихотворным сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого удивительного автора.

А чтобы нам запомнилось наше сказочное путешествие, давайте с вами нарисуем персонажей из сказок, которые мы вспомнили.

Дети рисуют под музыку)

В.: Молодцы! Из ваших рисунков мы сделаем выставку. А теперь давайте угостимся чудесными яблочками из сказочного леса!

Александра Якимова
Конспект НОД: чтение художественной литературы в старшей группе. Пересказ А. Н. Толстого «Ёж»

Воспитатель : А. Б. Якимова.

Образовательные области :

- чтение художественной литературы

Коммуникация

Физическая культура

Социализация

Программное содержание : учить детей пересказывать сказку , сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачи :

Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием.

Развивать способность к наглядному моделированию

Учить составлять простые предложения самостоятельно опираясь на схемы

Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

Методические приемы : отгадывание загадки, беседа, чтение , рассматривание игрушек (теленка, ежика, выстраивание графического плана сказки.

Оборудование : кукла «Ласковушка» , игрушки (ежик и теленок, книги, графические схемы.

Предварительная работа : чтение рассказов и сказок А. Н. Толстого , рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Встали дружно все мы в круг»

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос-ль : Ребята я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. Отлично! Какие вы все улыбчивые и дружные!

Вос-ль : А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный

Сам мизинчик маленький

Постучался прямо в дом

Наши пальчики друзья

Друг без друга им нельзя

Звучит релаксационная музыка

Ребята! А у нас сегодня гостья. А зовут ее «Ласковушка» . Как вы думаете, почему ее так назвали?

Дети : высказывают свое мнение (мягкая, добрая, ласковая.)

Вос-ль : Ребята, Ласковушка очень хочет познакомиться с вами поближе. А вы хотите ней познакомиться? Тогда мы будем передавать «Ласковушку» по кругу и называть свое имя ласково. Держим ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло и частичку своей души. Начнем с меня.

Дети передают по кругу куклу . В конце она снова попадает к воспитателю.

Вос-ль : Вот «Ласковушка» и вернулась ко мне. Вы почувствовали сколько тепла и ласки она нам подарила? Ребята «Ласковушка» наша гостья и она останется сегодня с нами. Ребята! Присаживайтесь!

Вос-ль : Ребята! Обратите пожалуйста внимание на выставку книг. Скажите, с какими писателями мы с вами уже знакомы?

Дети : А. Барто, К. Жуковский, С. Маршак.

Вос-ль : а сегодня я познакомлю вас новой сказкой, которую написал А. Н. Толстой (показываю портрет) . Это детский писатель, который пишет сказки и рассказы для детей.

Вос-ль : А сказка называется …. Ребята! Вот отгадав загадку, вы и узнаете название сказки.

Загадка : Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной (ежик)

Дети : Ежик.

Вос-ль : Правильно - ЕЖ.

Рассказываю сказку (имитируя игрушечным ежиком и теленком) :

Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга …

Ребята! давайте немного пофантазируем. Выскажите свои предположения :

Как произошла их встреча? Как вы представляете?

Помогаю вопросами :

Интересно, что подумал еж?

С кем сравнил незнакомого ему зверя?

А что подумал теленок, увидев ежика?

Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

(выслушиваю 1-2 предположения) .

Вос-ль : А теперь ребята послушайте сказку внимательно и вы узнаете как же все таки встретились еж и теленок? Слушаем.

Читаю сказку (без имитации) .

«Теленок увидел ежа и говорит :

Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул :

Попробуй!

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа .

Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется :

Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе :

Я огромного зверя победил, должно быть льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес :

У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».

Понравилась вам сказка? Задаю вопросы по сказке.

Как теленок готовился лизнуть ежа? (задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа )

Вос-ль : Читаю этот отрывок еще раз (дети помогают, договаривают слова)

Что теленок сообщил корове?

А куда еж – победитель покатился?

Сначала задаю вопрос мальчикам, затем девочкам.

Какими словами заканчивается сказка?

Дети : У нас «Еж - богатырь» (можно сделать руки рупором и сказать тихо – тихо) .

Вос-ль : А «Ласковушка» хочет мне что – то сказать (беру на руки куклу) . А она мне сказала, что хочет с вами поиграть. Поиграем?

Физкультминутка : «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте улыбнитесь

Выше, ниже - потянитесь

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо - повернитесь

Рук коленями – коснитесь

Сели встали, сели встали

И на месте побежали.

Присаживайтесь, ребята.

Вос-ль : Спасибо тебе «Ласковушка» за такую интересную игру.

А. Н. Толстой сказка «Еж» .

Слушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить , потому что потом вы будете ее сами пересказывать эту сказку . Чтобы вам было легче пересказывать , я приготовила для вас карточки - подсказки. Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточки (показываю модели сказки и начинаю рассказывать сказку) .

Вос-ль : А рассказывать мы будем сказку по частям. Сказку мы с вами разделим на три части. Один ребенок начинает пересказывать , второй – продолжает, третий- заканчивает сказку.

Вос-ль : Вызываю ребенка пересказать сказку , а тот приглашает следующего, желающего, который в свою очередь выбирает третьего рассказчика.

(Напоминаю, чтобы дети вежливо приглашали друг друга.)

Например : Злата, хочешь рассказать вместе со мной? (хочу) . Спасибо Злата и т. д.

Вос-ль : Называю А. Н. Толстой сказка «Еж»

(дети пересказывают , вызываю следующую тройку)

Вос-ль : - Понравилась вам сказка?

Как называется сказка?

Кто написал сказку?

Хвалю детей, отмечаю успехи в овладении трудным умением пересказа . Ласковушка тоже благодарит детей.

Публикации по теме:

Интегрированная образовательная деятельность во второй младшей группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Пришла весна» Программное содержание. Познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Пришла весна».Заинтересовать детей, помочь с помощью наглядного материала.

Конспект НОД «Чтение басни Л. Н. Толстого «Дуб и орешник» Цель: Пополнять литературный багаж детей жанрами художественной литературы. Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Продолжать.

Конспект НОД в образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе «Пересказ сказки «Репка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №15г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.

Конспект НОД по развитию речи «Викторина по рассказам Л. Н. Толстого. Пересказ рассказа «Два товарища» Цели и задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с новым рассказом Л. Н. Толстого «Два товарища». 2. Формировать умение понимать мораль.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тип: интеллектуальное, развивающее; Вид: речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.

Образовательная деятельности по речевому развитию в старшей группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Основная образовательная область: ОО «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные машины» Задачи: Связная речь: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя;.

Хомченко Елена Николаевна
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «В детский сад иду я с мамой»

Цели :

Формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей старшей группы ;

Выявить комфортность нахождения ребёнка в детском саду ;

Продолжить работу по приобщению детей к поэзии;

Поощрять рассказы детей о своем восприятии детского сада и всех его обитателей;

Формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста;

Формировать у детей умение эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния;

Развивать речевую активность детей, способствовать накоплению словаря.

Ход занятия:

Организационный момент «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Влево- вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Начинаем день с улыбки –

Всё получится у нас!

Загадка от воспитателя :

Туда хожу я каждый день

Так нужно, даже если лень.

Я всех уже ребят там знаю.

Я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад

Там мой любимый… ДЕТСКИЙ САД !

О чем было стихотворение?

Какое настроение у нас теперь?

А всегда ли у нас хорошее настроение?

Когда настроение бывает плохим?

А можно настроение улучшить?

Я сейчас прочитаю вам еще одно стихотворение, а вы мне скажете, какое настроение у главного героя было в начале и каким оно стало в конце!

В детский сад пришла я с мамой .

В детский сад пришла я с мамой ,

Как остаться мне одной?.

Я сказала маме прямо :

Уведи меня домой!

Без тебя мне скучно будет,

Здесь совсем чужие люди,

Здесь совсем… совсем, Но вот –

Кто-то за руку берет!

Я заплакать не успела,

Закружился хоровод.

А потом мы с Ваней

Сели на диване,

Ездили на лошади

С Машей и Алешею…

Посмотри, тут столько кукол!

Всех их нужно укачать.

Мне теперь уж не до скуки,

Просто - некогда скучать!

Вам понравилось стихотворение?

Как оно называется?

Кто главный герой произведения?

Какое у нее настроение в начале стихотворения?

Что случилось потом?

Как изменилось настроение у девочки?

Давайте с вами тоже поводим хоровод!

Хоровод «Пузырь»

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

И не лопайся!

Он летел, летел, летел,

И за веточку задел!

Посадить детей на место.

Весело нам было?

А девочке из стихотворения стало весело?

Давайте послушаем стихотворение еще раз и вспомним, во что еще играла девочка в детском саду ?

А во что можно еще поиграть здесь?

Давайте пройдем к столам и нарисуем, наши любимые игры. А вечером подарим рисунок маме!

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Цветик-семицветик» Конспект проведения НОД Воспитатель Детского сада №83 Попкова Ксения Дмитриевна Группа: Старшая Образовательная область: Чтение художественной.

Программное содержание: 1. Формировать у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству. 2. Продолжать разучивать музыкальный.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Стихотворение В. А. Осеевой «Ежинка» Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Стихотворение В. А. Осеевой «Ежинка». Цель: формирование интереса и потребности.

Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы. Тема: «Петушок и бобовое.

Конспект открытого занятия в средней группе по формированию интереса к чтению художественной литературы «По страницам книги» МБОУ Паратунская СШ Конспект открытого занятия в средней группе по формированию интереса к чтению художественной литературы «По страницам.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по чтению художественной литературы «Игра-путешествие «В гостях у сказки» Мдоу д/с «Солнышко». Конспект открытого занятия во второй младшей группе по чтению художественной литературы «Игра-путешествие «В гостях.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Русская народная сказка «Снегурочка» Группа: подготовительная Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».

Организация: Детский сад №51 «Росинка»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Рассмотреть с детьми обложку книги.

Чтение произведения.

Беседа о прочитанном:

Назовите героев сказки.

Кто из сказочных персонажей со сковородки убежал, а как в избушке появились воробей и мышонок?

Как друзья жили – поживали в начале сказки, какие у них были обязанности по дому?

Вспомните, как нахваливали друзья друг друга за работу, чьи слова вам понравились больше всего, почему? Как бы вам хотелось похвалить своего друга, а чтобы вас похвалили?

Почему поссорились друзья?

А как бы вы поступили на их месте?

Что можно было предложить мышонку, воробью и блину, чтобы они не ссорились?

А как бы вы помирились со своим другом?

Какой момент в сказке тебе больше всего запомнился?

Предложить детям исполнить песенку блина парой, втроем и т.п., остальные дети сопровождают пение игрой на муз. инструментах.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок.

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок!

Наша сказка заканчивалась словами: «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», а как бы вы хотели закончить сказку?

2

Тема : Русский фольклор.

Цель: способствовать развитию у детей художественного восприятия малых фольклорных форм (потешек, песенок, пословиц, поговорок, загадок, закличек), интереса пониманию смысла образных выражений; формировать интонанационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа: разучить хоровод «Ходит Ваня», вспомнить, выучить потешки, дома – подобрать и выучить пословицы, поговорки, доступные детскому восприятию.

НОД проходит в интерьере, имитирующим русскую избу. Воспитатель рассказывает детям о быте, о том как простые люди работали, отдыхали. Многие не умели читать, писать, но тем не менее придумывали замечательные песни, сказки, потешки, пословицы, поговорки и эти произведения не пропадали, а бережно передавались от родителей к детям.

Слушание в записи колыбельной песни «Ой, лю-лю, моё дитятко».

Вспомнить с детьми потешки: «Заинька по сенечкам», «Сидит белка на тележке», «Вода, водичка, умой моё личико», «Котик-коток», «Торжок».

Хоровод «Ходит Ваня».

Рассказ воспитателя о русских-народных пословицах , о том, что они учат трудиться, боятся лени, помогать своим друзьям, не быть жадными, злыми. Разобрать с детьми пословицы:

Красна птица пером, а человек умом.

Закончил дело, гуляй смело.

Трусливому зайке и пенёк – волк.

Одна пчела много мёда не наносит.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Попросить детей привести примеры из жизни, подходящие к этим пословицам. Помочь при затруднении. Выслушать пословицы, которые дети выучили дома с родителями, уточнить что они обозначают.

Дидактическая игра «Волчок». Дети при помощи волка определяют что им надо рассказать – пословицу, поговорку, закличку, считалку, загадку, потешку.

Тема : Чтение рассказа Н.И.Сладкова «Топ».

Цель : продолжить знакомить детей с природоведческой литературой; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; развивать представления о жанровых особенностях литературных произведений, в частности, рассказа.

Способствовать развитию у детей связной речи.

Предварительная работа : чтение рассказов Н.И.Сладкова «Всему своё время», «За пером синей птицы», «Осиновые невидимки». Оформить выставку рисунков по его произведениям.

Вспомнить с детьми ранее прочитанные рассказы Н.И.Сладкова, рассмотреть выставку рисунков по его произведениям.

Прослушать фрагменты из радиопередачи «Вести из леса», где Сладков был ведущим.

Познакомить детей с новым рассказом «Топ».

В процессе беседы с детьми уточнить:

Кого из животных видел Топ и его хозяин в лесу.

Как проходила встреча Топа и бурундука.

Кого испугался Топ.

Правильно ли поступил пёс, когда хотел погнаться за птенчиками и можно ли обижать слабых.

Как хозяин проучил Топа, чтобы он не обижал маленьких зверей и птиц. Как дети поступили бы на месте хозяина собаки.

Нужно ли воспитывать и учить собак, для чего.

Топ – охотничья или сторожевая собака.

Показ фотографий собак различных пород, просьба выбрать ту, которая больше всего подходит к образу Топа, описать собаку, объяснить свой выбор (3-5 ответов).

Слушание песни Е.Крылатова, на слова Ю.Энтина «Это знает всякий» (о преданном друге – собаке).

Рассказ детей о том как они назвали бы свою собаку, во что они играли бы с ней, как ухаживали.

В заключении, дети пересказывают наиболее запомнившиеся моменты (как Топ съел сгущёнку, как куропатка спасала своих детей и т.п.).

Тема: «Осень»

Цель : способствовать развитию предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; познакомить детей с новым стихотворением К.Бальмонта «Осень», развивать у детей интерес, любовь к природоведческой литературе, поэтическому слову

Слушание отрывка из пьесы П.И.Чайковского «Времена года» - «Октябрь».

Чтение воспитателем и детьми стихотворений об осени: М.Волошин «Осенью», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.Фет «Кот поёт, глаза прищуря…», Н.Некрасов «Славная осень», И.Бунин «В саду листики берёз». Беседа с детьми о признаках осени, отражённых поэтами в данных произведениях.

Отгадывание загадок:

Шёл долговяз,

В сыру землю увяз.

Летел пан,

В воду упал,

Воды не замутил,

И сам не утонул.

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл –

Красну шапочку нашёл.

Под ярусом

Стоит зипун

С красным гарусом.

Знакомство с новым стихотворением: К.Бальмонт «Поспевает брусника…», разбор непонятных слов, обсуждение услышанного произведения.

Учим наизусть (закличка):

Осень, осень,

В гости просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Рисование красками, тема: «Осенний пейзаж».

Тема : Знакомство с рассказами И.Соколова-Микитова из цикла «Зима»

Цель: познакомить детей с творчеством С.Соколова-Микитова, жанровыми особенностями рассказа; учить дошкольников замечать изобразительно-выразительные средства художественного произведения; вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, художественно-продуктивной деятельности.

Чтение рассказа «Зима».

Какие перемены в природе нам рассказывают, что наступила зима? Ответы детей.

Рассматривание иллюстраций Г.Никольского, побудить детей к использованию в своих ответах образных слов и выражений.

Каких животных мы встретили в лесу, читая рассказ «Зима»? (Зайчишку беляка, горностая, лисовина, разбойников-волков, лосей).

Рассмотреть фотографии следов животных и птиц.

Обратить внимание детей на описание зимней природы утром, художественно-выразительные средства автора при описании повадок лисовина.

Дидактическая игра «Подбор прилагательных».

В нашей истории лисовин какой? (Хитрый, рыжий, опытный, внимательный, пронырливый, взъерошенный).

«Подбор глаголов».

Что делает лисовин? (Пробирается, крадётся, принюхивается, похрустывает, прокладывает следы лапка за лапкой).

Обсудить с детьми то, что в каждом рассказе есть название, соответствующее содержанию, в данном литературном жанре описываются реальные события.

В рассказе есть начало, середина, где происходит развитие сюжета и итог – конец рассказа, его логическое завершение.

Узнать, как бы дети назвали свой рассказ, чем завершили.

Мы знаем, что писатели рассказывают об окружающем мире при помощи слов, а как композиторы выражают свои впечатления? Да, при помощи музыки. Предложить детям прослушать пьесу П.И.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года».

Тема: Учим наизусть: «Снеговик» А.Усачёв.

Цель: создать у детей праздничное настроение, при помощи литературного произведения, положительный эмоциональный настрой; помочь выучить стихотворение А.Усачёва «Снеговик»; развивать образность речи, творческое воображение, художественно-продуктивные навыки (в процессе лепки).

Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».

Какое время года изображено на картине?

По каким признакам вы это определили?

Зимний день на этой картине какой? (Солнечный, морозный, озорной, хрустальный и т.п.).

Что делают ребята на улице? (Играют).

Как сказать об этом по-другому? (Резвятся, шалят, озорничают).

На месте какого ребёнка хотел оказаться бы ты?

Какое название для этой картины можно придумать?

Чтение стихотворения А.Усачёва «Снеговик»

Новый год! Новый год!

Снеговик домой идёт.

Всем несёт он по подарку:

Снежной бабе – снеговарку,

Чтоб варила холодцы,

Снегирятам – леденцы,

А Снегурочке обновку,

Новую морковку!

Радостное или печальное это стихотворение? Как определили?

Кто герой этого стихотворения?

Какие события у него происходят?

Вспомните, а как вы, ваши родители готовитесь к Новому году?

Что бы вы подарили своей семье на месте снеговичка?

Пофантазируйте, а что ждёт семью снеговичка после боя курантов, как они будут отмечать Новый год?

Воспитатель ещё раз читает стихотворение.

Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает начало строчки, дети – заканчивают.

Предложить детям слепить любого персонажа из стихотворения. Музыкальное сопровождение во время лепки – знакомые песни из «зимних» мультфильмов.

Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Цель: познакомить детей с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; развивать умение понимать жанровые особенности рассказа; последовательно пересказывать сюжет, характеризовать героев, используя выразительные средства автора и свои собственные суждения; воспитывать творческие способности, любознательность, интерес к чтению.

Демонстрация шляпы, беседа о том, что этот предмет появился в группе неспроста. О нём и не только о нём услышат ребята сегодня рассказ. Поинтересоваться у детей, о чём пойдёт речь в рассказе, по их мнению.

Чтение рассказа.

Беседа о прочитанном.

Какое название придумали бы вы?

Кто главный герой в рассказе «Живая шляпа»?

Может быть в рассказе несколько главных героев? А в нашей истории, сколько главных героев, почему?

Почему Вадик и Володя решили, что шляпа живая?

Как Васька оказался под шляпой?

Что происходило с мальчиками в начале рассказа? В середине?

Как выдумаете, что такое кочерга и для чего она нужна?

Кто ещё мог оказаться под шляпой?

Чем завершился рассказ?

Игра со словом «Котёнок».

У котёнка голова – показываем круговыми движениями

Вроде мягкой шапки, “шапку”,

Хвост один, виляем “хвостиком”,

А глаза два посмотреть вправо-влево ,

И четыре лапки два хлопка, два притопа .

Давайте попробуем придумать свой маленький рассказ? Кто у нас будет главным героем? Как он будет выглядеть, как его будут звать? Чем заниматься? Что будет происходить с нашим героем вначале, потом? Как можно закончить наш рассказ?

Далее предложить детям, как настоящим художникам, проиллюстрировать рассказ, а потом – посмотреть друг у друга что получилось, рассказать, что нарисовали. Предоставить детям право выбрать, какой рассказ иллюстрировать – «Живая шляпа» или составленный ими.

Тема : Литературная викторина.

Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; вызвать интерес к чтению художественной литературы.

Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня они вновь встретятся с героями своих любимых сказок, рассказов, стихотворений. Что у ребят будет возможность продемонстрировать, какие они умные, сообразительные, много знающие, умеющие справиться с любыми заданиями.

  1. Воспитатель показывает предмет, дети отгадывают, из какой он сказки (прочитанной ранее). Гусли («Кот, петух и лиса»), яблоко и пирожок («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), скалка («Лисичка со скалочкой»), ложка «золочённая» («Жихарка») и т.п.
  2. Разрезные картинки с сюжетами из прочитанных сказок.
  3. «Узнай сказку по фрагменту». Воспитатель читает отрывки из сказок: «Пых», «Хаврошечка», «У солнышка в гостях», «Жихарка», «Заяц – хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», дети называют сказку.
  4. «Цветик-семицветик» с вопросами (зачитывает взрослый).

Чем отличается рассказ от сказки?

Чем отличается стихотворение от рассказа?

Назовите сказки, в которых герои были вознаграждены за добрые

поступки.

Какие пословицы ты знаешь?

Отгадай загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.

Загадай свою любимую загадку.

Расскажи любимую потешку.

  1. Воспитатель раздаёт детям карточки с эпизодами знакомых сказок, рассказов, ребята должны построиться по порядку, согласно сюжету.
  2. «Угадай сказку по мелодии». Звучит мелодия, песня из мультипликационной сказки, дети называют героя, сказку.
  3. Чтение детьми любимых стихотворений по выбору.

Тема: «День Победы – праздник со слезами на глазах».

Цель: формировать у дошкольников целостное представление о Великой Отечественной Войне. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине. Познакомить детей с литературными произведениями, посвящёнными ВОВ.

Предварительная работа: разучить песню «Катюша», муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского, парный танец вальс.

Начинается праздник с чтения стихотворений «В лесу прифронтовом» М.Исаковского и «Последний бой» М.Ножкина (в аудиозаписи).

Краткий рассказ воспитателя о ВОВ, о том, как тяжело приходилось солдатам сражаться с врагами, внезапно напавшими на нашу Родину, какие разрушения и боль нанесли фашисты, как мирные люди целых четыре года прожили в тяжелейших условиях голода, холода, боли. Сопроводить свой рассказ иллюстрациями, видеоматериалами (не травмирующими психику детей).

Слушание песни «Огонёк», муз. неизвестного композитора, сл. М.Исаковского.

Исполнение песни «Катюша» муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского.

Чтение фрагментов поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин».

Исполнение танца «Майский вальс» муз. И.Лученка.

Просмотр фрагмента хроники – «Парад Победы 1945г.»

В заключении праздника звучит песня «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова.

Список литературы

Гербова В.В. Учусь говорить. М.: Просвещение, 2002.

Гербова В.В. Хрестоматия. Книга для чтения в детском саду и дома. 5-7 лет. М.: Просвещение, 2010.

Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 2004.

Занятия по развитию речи в детском саду/ О.С. Ушакова, М.: Просвещение, 1993.


Top