В каком городе родился чебурашка. Незнакомый науке зверек, или почему чебурашку назвали чебурашкой

Чебурашка - персонаж книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и фильма Романа Качанова «Крокодил Гена», снятого по этой книге в 1969 году.

Широкую известность получил после выхода этого фильма на экраны.
Внешне представляет собой существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. Известный сегодня образ Чебурашки впервые появился в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» (1969) и был создан при непосредственном участии художника-постановщика фильма Леонида Шварцмана. После выхода фильма на английский язык первоначально переводился как «Topple» (Топл), на немецкий как «Kullerchen» (Куллерьхень) и «Plumps» (Плумпс), на шведский как «Drutten» (Дрюттэн) а на финский как «Muksis» (Муксис).

Происхождение персонажа

Согласно предисловию к книге «Крокодил Гена и его друзья», Чебурашкой называлась бывшая в детстве у автора книги бракованная игрушка, изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. По книге, родители автора утверждали, что это - неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах. Поэтому в основном тексте, героями которого выступают, как утверждает писатель, детские игрушки самого Эдуарда Успенского, Чебурашка действительно является неизвестным тропическим зверьком, который забрался в ящик с апельсинами, уснул там и в результате вместе с ящиком попал в большой город. Директор магазина, в котором открыли ящик, назвал его «Чебурашкой», так как объевшийся апельсинами зверёк постоянно падал (чебурахался):
Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел - чебурахнулся снова. На пол.
- Фу ты, Чебурашка какой! - сказал про него директор магазина, - Совсем не может сидеть на месте!
Так наш зверёк и узнал, что его имя - Чебурашка.

Происхождение слова «чебурашка»

Версию про бракованную игрушку, изложенную во введении к своей книге, Э. Н. Успенский отвергает, как сочинённую специально для детей. В интервью нижегородской газете Успенский говорит:

Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» - это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебура?хнуть» образовано от слов чубуро?к, чапуро?к, чебура?х - «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово это «чебырка» - плётка, на конце которой шарик на волосе.
Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и так же назывались чебурашкой.

Сюжет и герои

Чебурашку пытаются пристроить в зоопарк, но в зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного зверька; в конце концов его пристроили в магазин уцененных товаров. Чебурашка встречается с крокодилом Геной, который работал в зоопарке крокодилом и, будучи одинок, как и Чебурашка, стал развешивать объявления о поиске друзей. Вместе они ищут друзей, в числе которых лев Чандр, щенок Тобик и пионерка Галя, и помогают другим персонажам - людям и говорящим животным. Им противодействуют старуха Шапокляк и её ручная крыса Лариска.

Книги

Повесть о Чебурашке была написана Эдуардом Успенским, а пьесы совместно с Романом Качановым:
«Крокодил Гена и его друзья» (1966) - повесть
«Чебурашка и его друзья» (1970) - пьеса (совместно с Р. Качановым)
«Отпуск крокодила Гены» (1974) - пьеса (совместно с Р. Качановым)
«Бизнес крокодила Гены» (1992) - повесть (совместно с И. Е. Агрон)
«Крокодил Гена - лейтенант милиции»
«Чебурашка уходит в народ»
«Похищение Чебурашки»
«Чебурашка и его новый друг Чекрежик» (2008) - повесть (совместно с Ю. А. Дубовских)

Мультфильмы

По мотивам книги, режиссёром Романом Качановым создано четыре мультфильма:
«Крокодил Гена» (1969)
«Чебурашка» (1971)
«Шапокляк» (1974)
«Чебурашка идёт в школу» (1983)
Фильмы сняты Романом Качановым по сценарию, написанному им совместно с Эдуардом Успенским. Художник-постановщик - Леонид Шварцман, музыку к фильму «Крокодил Гена» создал Михаил Зив, к остальным - Владимир Шаинский. Оператор - Иосиф Голомб («Крокодил Гена»), Теодор Бунимович (остальные фильмы). Чебурашку озвучивала Клара Румянова, Крокодила Гену - Василий Ливанов, песни за Крокодила Гену исполнял Владимир Ферапонтов, Шапокляк - Владимир Раутбарт («Крокодил Гена»), Ирина Мазинг («Шапокляк»). Других персонажей озвучиавали актёры Владимир Кенигсон, Юрий Андреев, Георгий Бурков.
В 1990 году вышел пластилиновый мультфильм «Серый волк энд Красная Шапочка», в котором Чебурашка и Крокодил Гена являлись эпизодическими героями.

Чебурашка в Швеции

Малоизвестным фактом является то, что в 1970-х годах несколько циклов детских развлекательных теле- и радиопередач с участием персонажей Чебурашки и крокодила Гены выходило в Швеции. По материалам таких передач выпускались пластинки, Чебурашка и Гена появлялись и в журналах. Персонажи были обязаны своим происхождением куклам Чебурашки и Гены, которые кто-то привёз из командировки в СССР, так что по своему виду они полностью были теми же Чебурашкой и Геной. Шведы узнали их как Drutten och Gena - то есть по-шведски Чебурашку назвали Друттен, что по смыслу является достаточно удачной адаптацией русского имени: словом, производным от шведского разговорного drutta (падать, спотыкаться, бухаться, наворачиваться).
Но видом и именами сходство и ограничивалось. Шведские персонажи говорили и пели о других вещах, жили на книжной полке, в телепостановках использовалась не кукольная мультипликация, а куклы-марионетки. По шведскому телевидению проходили фрагменты советских мультфильмов о Чебурашке и Гене в переводе, но бывало это редко и случайным образом, так что при том, что и сейчас многие шведы прекрасно узнают Чебурашку, они знают его как Друттена, который практически никак не ассоциируется с тем персонажем, который знаком детям с постсоветского пространства.

Чебурашка в Японии

В 2001 году Чебурашка приобрёл большую популярность в Японии.
В 2003 году на Токийской международной ярмарке анимации японская фирма SP International приобрела у «Союзмультфильма» права на распространение в Японии мультфильмов о Чебурашке до 2023 года.
С 7 октября 2009 года на японском телеканале TV Tokyo начался показ анимационного сериала о Чебурашке от режиссёра Сусуми Кудо под названием «Cheburashka Arere?» по одной серии в течение недели. 26 планировавшихся на тот момент серий продолжительностью по 3 минуты - уже были показаны.
В мае 2010 года в Японии были представлены несколько новых мультфильмов про Чебурашку, Крокодила Гену и их друзей. Кукольные мультфильмы были сняты коллективом российских, японских и южнокорейских мультипликаторов, режиссёр - Макото Накамура. Заново был снят мультфильм «Крокодил Гена», а также сделаны два совершенно новых мультфильма «Чебурашка и цирк» и «Советы Шапокляк».

Белый Чебурашка в форме Олимпийской сборной России

На летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах был выбран талисманом Олимпийской сборной России. На зимних Олимпийских Играх 2006 года символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех. На летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине Чебурашку «одели» в красный мех.
На зимних Олимпийских Играх 2010 Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха.

Компьютерные игры

Чебурашка в Городе механических человечков (2006)
Чебурашка. Домик для Чебурашки. Логика 1 (2007)
Чебурашка в зоопарке. Логика 2 (2007)
Письмо для Чебурашки (2007)
Чебурашка. Ушастые истории (2007)
Чебурашка учит английский язык (2008)
Чебурашка. Похищение века (2010)

Памятники Чебурашке

Крокодил Гена и Чебурашка(Хабаровские городские пруды)
Шапокляк и крыса Лариска(Хабаровские городские пруды)
Памятник, изображающий Чебурашку, крокодила Гену, старуху Шапокляк и крыску Лариску, установлен в 2005 году в подмосковном городе Раменское (скульптор Олег Ершов). Также памятник Чебурашке планировалось установить в 2007 году в Нижнем Новгороде.
29 мая 2008 года на территории детского сада номер 2550 в Восточном административном округе Москвы был открыт музей Чебурашки. Среди его экспонатов - пишущая машинка, на которой Эдуард Успенский создал историю Чебурашки.
Ещё один памятник крокодилу Гене и Чебурашке, наряду со скульптурами других героев культовых советских мультфильмов, установлен в Хабаровске возле городских прудов, неподалёку от Платинум-Арены.
Также памятник Чебурашке и крокодилу Гене установлен в г. Кременчуг.
Скульптуры Чебурашки и крокодила Гены установлены в г. Днепропетровск в парке им. Лазаря Глобы.

Писатель, который ушел от нас 14 августа, назвал днем рождения всеми любимого ушастого зверька 20 августа 1966 года, день, когда вышла книга «Крокодил Гена и его друзья»

Так получилось, что Эдуард Николаевич до праздника Чебурашки . Но, по сложившейся традиции, день рождения все равно будут отмечать и конечно, вспоминать того, благодаря кому Чебурашка «появился на свет».

Неизвестный науке вид

Как только не зовут нашего Чебурашку за границей! Дрюттен , Муксис , Плумпс , Куллерьхен , Топпл , Кулверстукас … Откуда же взялось его изначальное имя? Эдуард Успенский рассказывал милую историю о том, что маленькая дочь его приятеля постоянно падала, наступая на край маминой шубы, в которую закуталась, играя.

Когда она в очередной раз шлепнулась, папа сказал: «Ой. Опять чебурахнулась». Как потом узнал писатель, чебурахнуться – значит «упасть», «бухнуться», «грохнуться». Словечко понравилось писателю, и он применил его, придумав одно из самых известных мультипликационных имен.

А вот в предисловии к детской книжке Успенский говорил, что Чебурашкой звали одну из его детских игрушек. Игрушка была бракованной и представляла из себя уродливого зверька неизвестного науке вида. Желтые совиные глаза, большие уши, маленький хвостик – ни медведь, ни заяц, непонятно кто.

Когда ребенок поинтересовался, кто это и где оно живет, ему рассказали сказку, что живет оно в тропических джунглях, питается апельсинами и зовут его Чебурашка.

Интересно, что в издании 1965 года выпуска Чебурашка совсем не похож на того, которого мы знаем по мультфильму. А создал всем нам знакомый образ Леонид Шварцман .

Слово «чебурашка» есть и в словаре Даля . Там одним из значений является кукла-неваляшка, которая встает «на ноги» из любого положения. А вот Чебурашка получил имя, когда делал все наоборот: как его ни сажали, он все время падал, чебурахался, объевшись апельсинами и засыпая. Со стола на стул, со стула – на пол.

Чебурашка шагает по планете

Особенно полюбили смешного зверька в Японии. Когда на японских телеэкранах в 2001 году появился Чебурашка, кукольная промышленность страны пережила производственный бум. Изображения Чебурашки были везде: на пакетах, сумках, одежде, упаковке с молоком.

В форме Чебурашки выпускали шоколад и подавали ресторанные блюда. Доходило до того, что статуэтки Чебурашки ставили у дома «на удачу» наравне с традиционными скульптурами из японской мифологии – драконами и кицунэ.

В новых сериях «Чебурашки» японский крокодил Гена читает японские басё и считается русским интеллигентом. А в 2009 году был выпущен целый сериал «Что за Чебурашка?», состоящий из 26 трехминутных эпизодов.


Кадр из японского мультсериала «Что за Чебурашка?» 2009 год.

Напоминает Ленина, и показал, как выглядит новый герой Черри, разработанный им по заказу японцев.

Война

В первые дни войны я не погиб благодаря случаю. Человек верующий наверняка в таком стечении обстоятельств увидел бы божественное вмешательство. Но я атеист, агностик, называйте как угодно, и думаю, что это простое совпадение.

Летом 1941 года мне исполнялся 21 год, тогда это как раз был призывной возраст. Я учился в Ленинграде, в школе при Академии художеств имени Репина. В мае получил повестку. Прихожу на призывной пункт, огромная комната военкомата, полным-полно народу, всех вызывают, а меня нет. Подхожу к окошку, говорю: «Шварцмана почему не вызываете?» А мне молодой человек в штатском отвечает: «Не шуми, браток. Только между нами: похоже, мы потеряли твое дело. Когда найдем, тебя вызовут новой повесткой». Благодаря этой канцелярской ошибке я жив до сих пор. Если бы меня тогда призвали, в первые же недели войны меня бы не стало. Все близкие друзья моего возраста тогда погибли.

22 июня радиосообщение о начале войны, выступление Молотова, прозвучали совершенно неожиданно. Все знали, что с Германией у нас договор о ненападении, и тут такой удар в спину. Стало ясно, что будет плохо, но я тогда и представить не мог, что ожидало мою семью.

Я понял, что надо помогать семье с едой, пошел учеником токаря на Кировский завод, бывший Путиловский. Сразу стал получать больше хлеба, это было тогда главное.

Ленинград быстро попал в окружение. В городе оставались моя мать и сестра с мужем и маленьким ребенком. Я понял, что надо помогать семье с едой, пошел учеником токаря на Кировский завод, бывший Путиловский. Сразу стал получать больше хлеба, это было тогда главное.

Вначале умер мой четырехлетний племянник Алик: заразился в бомбоубежище менингитом и буквально за несколько дней сгорел. Потом умер муж сестры. В ноябре Кировский завод эвакуировали в Челябинск и меня вместе с ним. Там я уже работал токарем, обтачивал катки для тяжелых танков ИС - «Иосиф Сталин». Из письма брата я узнал, что умерла от голода мама.

Меня часто направляли от завода на работы за город - рыть противотанковые рвы. В начале сентября мы копали в районе Стрельны, темнело рано, и вдруг видим в лучах заката удивительно красивое свечение над Ленинградом. Вскоре выяснилось, что это немцы разбомбили Бадаевские продовольственные склады. С этого момента начался голод: сразу урезали норму по карточкам. Рабочие получали 500 граммов хлеба, служащие - 300. Потом и того меньше. Вначале умер мой четырехлетний племянник Алик: заразился в бомбоубежище менингитом и буквально за несколько дней сгорел. Потом умер муж сестры.

В ноябре Кировский завод эвакуировали в Челябинск и меня вместе с ним. Там я уже работал токарем, обтачивал катки для тяжелых танков ИС - «Иосиф Сталин». Из письма брата я узнал, что умерла от голода мама. А я тогда работал по 14-16 часов в холодном цехе, где металл буквально примерзал к рукам. Голодный, естественно. Не знаю, надолго ли меня хватило бы. Но весной в администрации завода выяснили, что я художник, и мне поручили вести работу по наглядной агитации: делать плакаты, лозунги, портреты вождей. Например, к годовщине убийства Кирова, к 1 декабря, я изготовил огромный его портрет, пять метров на три, его повесили над проходной. Этот перевод на работу художника меня, по сути, спас: пайки какие-то стали выдавать, прикрепили к другой столовой.

В 1945-м, весной, когда стало ясно, что войне скоро конец, я написал в Ленинградскую академию художеств, но ответа не получил. Еще отправил письмо во ВГИК, у них тогда только вернулся из эвакуации художественный факультет. Вот война окончилась: победа! И я получаю письмо из Москвы: «Приезжайте к нам сдавать приемные экзамены». С завода уйти было очень сложно, но мне повезло. Заместитель парторга, курировавшая мою работу, подписала мое заявление. Я получил в отделе кадров паспорт и поехал в Москву, поступать.

Погибли все родственники, остававшиеся в городе, все друзья детства. Я никого не смог найти.

Позже мне довелось побывать в Минске, где прошло мое детство. Район, в котором я жил, - Раковская улица, Немига, - при фашистах был превращен в гетто. Погибли все родственники, остававшиеся в городе, все друзья детства. Я никого не смог найти.

«Союзмультфильм»

Экзамены во ВГИК я сдал и стал студентом первого курса. Жил за городом, в общежитии в Мамонтовке: на электричке зайцем до платформы «Северянин», там впихивался на автобус до ВДНХ - и на занятия, во ВГИК. И все это бегом-бегом, все с увиливанием от контролеров, денег-то не было.

«Союзмультфильм» был нашим домом родным, огромной семьей в пятьсот человек. Атмосфера дружбы, братства всех нас объединяла. Современным людям, даже творческих профессий, это мало знакомо. Там у нас были и влюбленности, и женитьбы, и карнавалы, и похороны. Какие там были люди!

В «Снежной королеве» Шварцман создал образы всех персонажей, кроме разбойников.

Начав работать, перебрался в Москву. Снимал даже не комнаты, а углы: в районе переулков недалеко от Сретенки, на улице Кирова, теперь это Мясницкая. Так я жил до 1951 года, когда женился на любимой своей Татьяне и переехал к ней в коммуналку на углу улицы Герцена и Садового кольца, в двухэтажный дом, сохранившийся с наполеоновских времен. Там мы прожили одиннадцать лет, пока не получили кооперативную квартиру, и это были очень, очень сложные условия. Достаточно сказать, что на 25 человек была одна уборная, в которой любил выпивать наш сосед Ваня, огромного роста грузчик. Дверь он не открывал, пока не выпивал свои пол-литра, и это была трагедия для всей квартиры. Другой сосед наш, однорукий Жора, любил, выпив, поколотить жену. Она, извините, в комбинашке регулярно врывалась к нам, а мы с женой должны были ее спасать.

Разумеется, мы с Таней и днем и ночью пропадали на «Союзмультфильме», он был нашим домом родным, огромной семьей в пятьсот человек. Атмосфера дружбы, братства всех нас объединяла. Современным людям, даже творческих профессий, это мало знакомо. Там у нас были и влюбленности, и женитьбы, и карнавалы, и похороны. Какие там были люди!

В кафе стоял автомат редкой модели, куда можно было бросить купленный на кассе жетон, и он наливал тебе стаканчик вина. Это называлось «метнуть диск». Мужчины, прежде всего, конечно, именно они, в начале дня шли «метнуть диск», а уже потом, разогревшись, тепленькие, садились за работу.

Студия «Союзмультфильм» находится недалеко от метро «Новослободская». Там рядом был небольшой стадиончик и стеклянный павильон кафе, где стоял такой автомат редкой модели , куда можно было бросить купленный на кассе жетон, и он наливал тебе стаканчик вина. Это называлось «метнуть диск». Наши мужчины, прежде всего, конечно, именно они, начинали свой день с похода к автомату. «Метали диск», а уже потом, разогревшись, тепленькие, садились за работу.

Когда я окончил ВГИК в 51 году, меня и Винокурова, с которым мы вместе учились, Лев Константинович Атаманов пригласил к себе художниками-постановщиками. Для меня эти первые десять лет были самыми счастливыми годами работы на «Союзмультфильме». Удивительная была пора. Сколько мы просидели, занимаясь подборкой материалов для эскизов, в Ленинской публичной библиотеке, в театральной библиотеке, куда я потом передал много своих раскадровок. Мы делали мультфильмы, одновременно работали на «Диафильме». Ездили по всей стране на фестивали, путешествовали. Когда снимали «Снежную королеву», в Копенгаген, конечно, податься не могли. Но мы нашли всю нужную натуру в Риге, Таллине и Тарту и прекрасно проводили там время.

Чебурашка

В 1966 году Качанов пригласил меня к себе, и так я попал в кукольную мультипликацию. Первая наша работа, «Потерялась внучка», вышла очень симпатичная. После этого была «Варежка», я считаю - лучший фильм, который мы создали вместе.

Изготовленные в мастерских «Союзмультфильма» копии кукол героев Шварцмана на полке в его кабинете.

А потом пошло-поехало, начался «Крокодил Гена и его друзья». Удивительная история связана с тем, как эта книга Успенского вообще попала на «Союзмультфильм». Мой режиссер, Роман Качанов, хотел заручиться поддержкой зятя Хрущева, Алексея Аджубея. И попросил его написать нам сценарий. Аджубей тогда работал главным редактором «Комсомольской правды», бывал во многих странах, в Африку часто ездил, и в 1969-м написал нам сценарий, «Соперники», по-моему, не очень удачный. О футболистах-африканцах и каких-то чудищах.

Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала они были наверху, потом постепенно стали сползать и увеличиваться.

Мы начали делать этот фильм, Аджубей стал заходить на студию, а Качанов - к Аджубею, у которого было двое маленьких сыновей. И как-то в гостях Качанов увидел, что они увлеченно читают книжку. Это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на «Союзмультфильм» и сказал: «Все, делаем по ней фильм».

Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: «Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой». Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой.

С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк - это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она - шкодливая такая бабка, я сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у тещи, у Таниной мамы.

Именно Леонид Шварцман придумал, как будут выглядеть крокодил Гена, Шапокляк и Чебурашка. Куклы для мультфильма были выполнены в 1968 году по его эскизам. На фотографии: работа над фильмом «Речка крокодила Гены», февраль 1974 года.

Владимир Родионов / РИА Новости

Пять месяцев - подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие. Хоть и большие, но не «как у филина». У Успенского же в «предисловии, которое не обязательно читать», сказано: «Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя». Все. О больших ушах ни слова.

Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз, он хранится у меня дома, подписан 1968 годом. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью.

Накамура попросил меня нарисовать главного персонажа. Это любимая игрушка героини, тоже «неизвестный науке зверь», который может становиться то большим, то маленьким. Я нарисовал этого персонажа, его будут звать Черри. Японцы сделали куклу, все уже отсняли, сейчас озвучивают. Когда доделают, привезут, мне покажут.

Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Японцы полюбили Чебурашку, они называют его Чеби. Вы, наверное, знаете, вышло несколько новых серий по их сценариям, но с нашими персонажами. Их делал режиссер Макото Накамура, он приезжал в Москву и бывал у меня в гостях. Теперь он делает новую работу, и попросил меня нарисовать для него главного персонажа. Это любимая игрушка героини, маленькой девочки. Как и Чебурашка, «неизвестный науке зверь», и к тому же умеет становиться то большим, то маленьким. Я нарисовал этот персонаж, его назвали Черри. Японцы сделали куклу, все уже отсняли, двадцатиминутный фильм закончен, сейчас озвучивают. Когда доделают, привезут, мне покажут.

Попугай и Ильич

Был период, когда я одновременно работал и на рисованной, и на кукольной анимации. В 1976-м режиссер Уфимцев пригласил меня художником-постановщиком на сериал «38 попугаев». И в это же время меня снова пригласил Атаманов, мы стали снимать «Котенка по имени Гав». И оба сериала - по сценариям Григория Остера.

Тогда я все время делал наброски: и в метро, и в трамвае, и во дворе, и на бульваре. Очень любил рисовать маленьких детишек и животных. Всю жизнь ходил в зоопарк, рисовал с натуры - это было необходимо для создания персонажей. Но змей я терпеть не могу. И тем не менее, когда я начал создавать героев для «38 попугаев», пришлось постоянно рисовать удава с натуры. Этот персонаж никак не получался, вначале он был очень малоприятным. И только когда я вытянул ему морду, нарисовал нос, веснушки и сделал бровки домиком, он у меня зажил, стал мечтателем, философом.

Норштейн сказал: «Хвост мешает, надо убрать». Убрали, и сразу попугай стал шустрым, начал в кадре энергично ходить, у него появились ораторские жесты. Мы стали думать, кто же это такой? Вначале решили, что это директор наш, Боярский. А потом поняли, нет, бери выше - Ильич! И мы стали таким его делать и снимать, со всеми ленинскими повадками.

1968 года. И до этого Ламис Бредис сделал мультфильм про «план Маршалла», где Маршалл изображался как удав, а европейские страны - как кролики. Его тоже «закрыли». Других таких случаев не припомню.

Спасало то, что всерьез нас не воспринимали. В министерстве трепали по плечу и говорили: «Идите, играйте в свои куколки». Цензура у нас была только внутренняя. Отсюда и качество. Наши мультфильмы смотрели и любили не только по всему Советскому Союзу. Еще во времена железного занавеса Папа Римский Пий XII говорил, что воспитывать детей надо на советских мультфильмах, потому что они несут добро и учат только хорошему.

Надо сказать, что этот простой вопрос (вернее, ответ на него) не такой уж и однозначный, как покажется на первый взгляд. Забавный герой литературных произведений, мультфильмов, по совместительству являющийся официальным символом российской сборной на олимпийских играх, стал в свое время камнем преткновения сразу нескольких судебных споров. О том, почему это произошло, и кто на самом деле придумал Чебурашку, попробуем рассказать в нашей статье.

Литературный персонаж

С одной стороны, это образ книжный. И придумал его писатель Эдуард Успенский. Желтые глаза (как у филина). Круглая большая голова (как у зайца). Хвостик пушистый и коротенький (как у маленького медвежонка). Кстати, в первых выпусках книжки о Чебурашке и Крокодиле Гене, изданной еще до появления знаменитого мультфильма в 1966, зверек выглядел по-другому. Так его образ увидели два других художника Алфеевский и Калиновский. Коротко можно сказать: совсем не похож!

Герой мультфильмов

Светлый и незабвенный образ Чебурашки из советского мультика, вышедшего в свет в 1969, создал художник-мультипликатор Леонид Шварцман (настоящее имя — Израиль Аронович Шварцман). И после этого во всех остальных мультфильмах про Чебурашку именно этот гениальный советский художник создавал персонажей. Так что право на мультипликационного зверька принадлежит именно ему.

Происхождение имени

По сказке Успенского, неизвестный зверек при транспортировке вместе с апельсинами норовил «чебурахнуться», то есть упасть, попросту говоря. Отсюда и имя — Чебурашка. В словаре Даля понятие «чебурахнуться» описывается как: «грохнуться», «растянуться», «упасть». А слово «чебурашка» означает: куколка типа ваньки-встаньки, которая, как ее ни бросай, становится на ноги.

Дележ бренда

Судебные процессы между Успенским и Шварцманом начались после распада СССР, в девяностые. Пик пришелся на 2004-2007 годы. Художник обращал внимание на то, что образ Чебурашки в первых изданиях книг значительно отличается от нарисованного затем героя мультфильмов. И разница однозначно присутствует. Поэтому разумно все же говорить о двух разных авторских персонажах: герое мультфильмов и литературном герое.

Эдуард Успенский умер вечером 14 августа в частном доме в деревне Пучково, которая входит в Троицкий административный округ Москвы. 9 августа сообщалось, что писателю стало плохо в своем доме. Он потерял сознание, а его супруга вызвала медиков, пишут «Известия». Ранее стало известно, что у писателя обнаружили злокачественное новообразование.

Писатель родился в подмосковном Егорьевске 22 декабря 1937 года. Первые стихи для детей начал печатать в «Литературной газете». Он известен как автор детских книжек, ставших настоящими хитами – «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино», «Колобок идет по следу».

По сценариям и произведениям Успенского сняты 60 мультфильмов. Произведения писателя переведены на более чем 25 языков. Также Эдуард Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!» и «АБВГДейка».

Герои и произведения писателя Эдуарда Успенского вошли в культурный код нескольких поколений россиян, заявил ТАСС директор «Центра поддержки отечественной словесности» Георгий Урушадзе. По его словам, Успенский был любимым писателем детей, родившихся в 1970-1990-х годах, и являлся «живым классиком». Его творческая жизнь была невероятно плодотворной.

Произведения Эдуарда Успенского:

«Крокодил Гена и его друзья» (1966, 1970)

«Разноцветная семейка» (1967)

«Вот так школа» (1968)

«Крокодил Гена» (1970)

«Воздушные шары» (1971)

«Вниз по волшебной реке» (1972)

«Гололед» (1973)

«Наследство Бахрама» (1973)

«Дядя Федор, пес и кот» (1974)

«Академик Иванов» (1974)

«Отпуск крокодила Гены» (1974)

«Гарантийные человечки» (1975)

«Крокодил Гена» (1975)

«Все в порядке» (1976)

«Повтори» (1976)

«Удивительное дело» (1976)

«Крокодил Гена» (1977)

«Крокодил Гена и другие сказки» (1977)

«Вниз по волшебной реке» (1979)

«Школа клоунов» (1981)

«Гололед» (1982)

«Если был бы я девчонкой» (1983)

«Каникулы в Простоквашино» (1983)

«Над нашей квартирой» (1980, 1981, 1984)

«Вера и Анфиса в поликлинике» (1985)

«Вера и Анфиса знакомятся» (1985)

«Клоун Иван Бултых» (1987)

«Колобок идет по следу» (1987)

«25 профессий Маши Филиппенко» (1988)

«Про Сидорова Вову» (1988)

«Меховой интернат» (1989)

«Мудрец»

«Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот, и политика» (1991)

«Лекции профессора Чайникова» (1991)

«Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных» (1992)

«Бизнес Крокодила Гены» (1992)

«Подводные береты» (1993)

«Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино» (1995)

«Зима в Простоквашино» (1997)

«Любимая девочка дяди Федора» (1997)

«Новые порядки в Простоквашино» (1997)

«Дядя Федор идет в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999)

«Лжедмитрий Второй, настоящий» (1999)

«Весна в Простоквашино» (2001)

«Грибы для Чебурашки» (2001)

«Крокодил Гена – лейтенант милиции» (2001)

«Печкин против Хватайки» (2001)

«Похищение Чебурашки» (2001)

«Праздники в деревне Простоквашино» (2001)

«Неприятности в Простоквашино» (2002)

«Случай со степанидом: рассказы» (2002)

«Укус гадюки» (2002)

«Клад из деревни Простоквашино» (2004)

«Таинственный гость из космоса» (2004)

«Дни рождения в Простоквашино» (2005)

«Кислотный дождь в Простоквашино и другие веселые истории» (2005)

«Новая жизнь в Простоквашино» (2007)

«Ошибка почтальона Печкина»

«Чебурашка идет в народ»

«Иван – царский сын и Серый Волк»

«Про Веру и Анфису»

«Жаб Жабыч Сковородкин»

«Сын Жаба Жабыча»

«История с ястребом-перепелятником»

«Следствие ведут Колобки»

«Магнитный домик под Владимиром»

«Хозяйственная собака на белорусском хуторе»

«Происшествия в Простоквашино, или Изобретения почтальона Печкина»

«Истории про девочку со странным именем» (2009)

«Гарантийные человечки возвращаются» (2011)

«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка» (2011)

«Привидение из Простоквашино» (2011)

Сценарии мультипликационных фильмов Эдуарда Успенского:

«Антошка» («Веселая карусель», №1, 1969)

«Крокодил Гена» (1969)

«Чебурашка» (1971)

«Разгром» («Веселая карусель, №3, 1971)

«Рыжий, рыжий, конопатый» («Веселая карусель», №3, 1971)

«Неудачник» (1972)

«Шапокляк» (1974)

«Птичий рынок» (1974)

«Картина. Ехал Ваня» (1975)

«Наследство волшебника Бахрама» (1975)

«День чудесный» (1975)

«Слоно-дило-сёнок» (1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Матроскин и Шарик» (фильм первый, 1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Митя и Мурка» (фильм второй, 1976)

«Дядя Федор, пес и кот: Мама и папа» (фильм третий, 1976)

«Осьминожки» (1976)

«Трое из Простоквашино» (1978)

«Дядюшка Ау» (фильм первый, 1979)

«Ошибка дядюшки Ау» (фильм второй, 1979)

«Дядюшка Ау в городе» (фильм третий, 1979)

«Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков» (1979)

«Олимпийский характер» (1979)

«Каникулы в Простоквашино» (1980)

«Клякса» (1980)

«Гребля на каноэ» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Дзю-до» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Конный спорт» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная гимнастика» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная ходьба» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Хоккей на траве» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Баба-яга против!» (фильмы первый, второй, третий, 1980)

«Пластилиновая ворона» (1981)

«Ивашка из дворца пионеров» (1981)

«Телеглаз» (заставка к циклу передач об экономии, 1982)

«Чебурашка идет в школу» (1983)

«Следствие ведут Колобки» (кукольные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1983)

«Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983)

«Зима в Простоквашино» (1984)

«Про Сидорова Вову» (1985)

«Академик Иванов» (1986)

«Про Веру и Анфису» (1986)

«Следствие ведут Колобки» (рисованные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1986, фильмы третий, четвертый, 1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар» (1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе» (1988)

«Загадка» («Веселая карусель», №19, 1988)

«Сегодня в нашем городе» (1989)

«Счастливый старт 1», «Счастливый старт 2», «Счастливый старт 3», «Озеро на дне моря», «Мико – сын Павловой», «Надводная часть айсберга», «Секретная океанская помойка», «Счастливый старт 4», «Подводные береты» (фильмы о дельфинах, 1989-1991)


Top