Интерпретация и психологическое значение цвета. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Рисунок обозначение солнца что значит психология


Ничего в жизни не бывает просто так. Все, что мы делаем или не делаем, говорит о нашем характере, тайных желаниях, скрытых комплексах... К примеру, рисуя, как нам кажется, от нечего делать фигурки, спиральки, ромбики, рожицы или линии, мы даже не подозреваем, что эти, на первый взгляд, ничего не значащие каракули могут многое рассказать о нас, нашем характере, наших скрытых желаниях, тайнах, комплексах, детских обидах. О том, как ученые «читают» характер человека по рисунку, расскажет наш портал.

Научное обоснование того, как можно определить характер по рисунку

Каракули — самый что ни на есть естественный способ для детей выразить свои эмоции, чувства. А так как в каждом взрослом спрятан ребенок, то и нам не чуждо бездумное, как мы считаем, стремление водить карандашом по бумаге. Британский психолог Джек Гудмен утверждает, что 65% людей, разговаривая по телефону, выводят ручкой на листочке различные рисунки — цветы, фигурки, спирали, круги...

Британский психолог Джек Гудмен утверждает, что 65% людей, разговаривая по телефону, выводят ручкой на бумаге различные каракули. Эти рисунки приходят из подсознания и имеют тут же основу, что и сны.

Психологи называют порой эти рождающиеся подсознательно, когда человек занимается другим делом, рисунки снами наяву. Эти творения приходят из подсознания и имеют тут же основу, что и сны. Эти «картины маслом» — отражение сиюминутных ощущений художника: радости, опасения, недоверия… И хотя интерпретировать рисунок нужно только в единении с личностью «художника», есть какие-то общие нюансы, касающиеся каждого человека. О них сейчас расскажет наш портал.

Бабочки, птицы рисует тот, кто не чувствует твердой почвы под ногами, кому не хватает стабильности. Кроме того, бабочки символизируют попытку убежать от проблем.

Геометрические фигуры чертят люди науки. Благоразумные, рассудительные, о таких говорят: знают, чего хотят. Поклонники геометрических форм раз семь отмерят, прежде чем взять ножницы, иногда тем самым вставляя палки в свои же колеса. Настойчивы, немногословны, обо всем имеют собственное мнение, всегда четко его формулируют. Круги, спирали выдают скрытую страсть, тайные планы.

Дома малюют личности, в которых соединились творчество, рационализм. Весьма изобретательны, здравомыслящи, живут в гармонии с собой, наверное, поэтому не имеют проблем с ощущением собственной безопасности. Домик симметричный говорит о любви к порядку, планированию. «Художник» знает, чего хочет, настойчиво шагая к цели.

Глаза в данном случае в прямом смысле зеркало души. Большие, выразительные глаза рисуют особы общительные. Вытаращенные — люди не особо вежливые, а также те, кому кажется, что за ними слишком пристально наблюдают. Авторами маленьких глазок бывают, как правило, личности замкнутые, предпочитающие действие разглагольствованию. Невероятно длинные ресницы малюют ловеласы.

Животных предпочитают изображать люди, создающие впечатление сдержанных. Но с теми, кому доверяют, они открыты, дружелюбны, надежны; справедливость, честь для них — не пустой звук. Любят детей, животных, природу. Заботиться о других для них естественно, как дышать. Могут похвастаться крепкими родственными узами, но порой хотят побыть наедине с собой . Мышонок, нарисованный женщиной, — свидетельство нехватки интимности. Тигр, волк символизирует внутренний гнев, раздражение, конфликтность характера. Из плюсов — бьющая ключом энергия, способность размышлять, анализировать. Лиса — планы на что-то не совсем законное; белка — потребность в поддержке, заботе; медведь — примерный семьянин, добросовестный сотрудник. Кошек рисуют люди с хорошим вкусом, но консервативные, склонные к меланхолии. Преданные, справедливые, общительные, честные, окруженные друзьями предпочитают изображать собак. Змея — символ мудрости, поэтому ползучих рисуют люди рассудительные, немногословные, привыкшие полагаться на себя. Бывает и так, что, рисуя постоянно одно и то же животное, человек демонстрирует желание следовать его повадкам.

Закорючки рисуют, как правило, натуры очень впечатлительные, тонко чувствующие перемены настроений в других.

Звезды предпочитает тот, кто хочет быть центром вселенной. Впрочем, если у звезд много лучей либо они нарисованы не посредине листа, а в углу, с краев, это может говорить о депрессии.

Зубы пилы, символизирующие агрессию, скрываемый комплекс неполноценности, выдают эгоиста.

Инициалы, имя, фамилия — любимые мотивы личностей дерзких, сосредоточенных исключительно на себе. Если же это чужое имя, значит, «художник» думает об этом человеке чаще, больше, чем об остальных, одаривая его либо любовью, либо… ненавистью, не зная, как с этим справиться.

Карикатуры: биологический возраст «художника» не совпадает с внутренним. Слишком много думает о будущем и планирует «на вырост». Обладает критическим взглядом на вещи, порой бывает злобным.

Кресты символизируют чувство вины — либо своей, либо друзей/сослуживцев.

Круги, неважно какие — расположенные рядом, наползающие друг на друга — всегда говорят об одном: человек в поисках своего «я». Нуждается в поддержке, причем не только друзей, но даже незнакомцев. Также круги — свидетельство благородства.

Листья, особенно четко прорисованные, просто кричат: автор-женщина хочет ребенка. Толстый стебелек выдает стремление «художницы» стать прекрасной хозяйкой.

Лица улыбающиеся выходят из-под пера людей веселых, энергичных, с хорошим чувством юмора, но не слишком переборчивых в средствах, если дело касается поставленных целей. Для близких они, вроде, готовы на все, но положиться на них при этом сложно. Лица неулыбчивые изображают скрытные меланхолики, держащие дистанцию, имеющие высокую самооценку, честолюбивые.

Оружие говорит о страсти. Любовь для такого человека — это борьба и решительные действия. В дружбе он сердечен, предан.

Паутина — это ловушка. Человек оказался в сложной ситуации, возможно даже безвыходной. Также паутину рисуют жаждущие закончить отношения, но не знающие, как это сделать.

Прически малюют рефлексирующие, любящие пофилософствовать личности. Их чувства благородны, они замечают красоту во всем, поскольку одарены артистическими способностями.

Профили (лица в профиль) выводят на бумаге личности чрезмерно осторожные, замкнутые, любящие давать уклончивые ответы.

Пчелиные соты рисуют люди спокойные, неконфликтные, мечтающие о тихой семейной жизни.

Пятна, кляксы свидетельствуют, сколь ни парадоксально, об интеллигентности, рассудительности, доброжелательности всегда готового прийти на помощь человека, который не боится риска и борьбы — но только честной.

Растительные мотивы выбирают натуры умеренные, склонные во всем держаться золотой середины.

Рожицы выдают юморного индивида, позитивного, умеющего посмеяться над собой.

Сердечки. С одной стороны, это может быть свидетельством хорошего настроения, благодушия; с другой — наивности. Ну и, конечно же, сердечки рисуют пребывающие в романтическом состоянии.

Спирали говорят о подавленных эмоциях, тайных планах, которые рисующий не желает выставлять на всеобщее обозрение. Любители «закрученных сюжетов» часто весьма чувствительны.

Стрелы символизируют цель, которой хочет достичь рисующий. Стрелы, направленные вверх, —свидетельство общительности, командного духа; стрела острием вниз выдает одиночку. Смотрящая влево стрела намекает: ее создатель застрял в прошлом; тот, чья стрела ушла направо, уверенно смотрит в будущее.

Цветы, облака, солнце — идиллия. Значит, на душе у «художника» покой, он позитивен, живет в ладу с самим собой, все у него хорошо и от будущего он ждет только приятных сюрпризов. Солнце с длинными лучами изображают мечтатели, с короткими или вообще без лучей — упрямцы, часто бывающие замкнутыми.

Фантастические существа — признак недоверия. Человек колеблется, чувствуя нехватку решительности, что сказывается и в работе, где его часто обходят более ловкие сотрудники, и в жизни, которая успехами не блещет. Выбирая в друзья людей доброжелательных, но решительных, он часто слишком зависит от их мнения .

Человечков, как ни странно, рисуют чувствующие себя потерянными, беспомощными или пытающиеся уклониться от обязанностей. Фигурки из серии «палка, палка, огуречек» выдают эмоционально нестабильную, стремящуюся изолироваться от общества личность.

Шахматная доска, крестики-нолики: человек оказался в весьма неприятной ситуации. Часто повторяемый мотив — незавершенное дело, «художник» человек не очень хорошо представляет, как его закончить, опасаясь, что в любом случае получится плохо.

Ученые мужи утверждают, что такое «непроизвольное», от нечего делать рисование — вещь весьма полезная. Улучшает концентрацию, стимулирует творческое мышление. Неслучайно поля рукописей многих великих писателей пестрят каракулями.

Ученые утверждают, что такое «непроизвольное», от нечего делать рисование — вещь весьма полезная. Улучшает концентрацию, стимулирует творческое мышление. Неслучайно, похоже, на полях рукописей великих писателей есть немало таких рисунков. Пушкин, к примеру, изображал автопортреты, фигур людей на рукописях, приоткрыв, тем самым, потомкам тайну своего характера. И если характер великого поэта Вас, возможно, интересует не очень, то к близким людям, сотрудникам присмотреться стоит. Что знакомые там рисуют?

Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.

Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.

Белый

Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Жёлтый

Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зелёный

Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый

Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.

Красный

Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Лиловый

Цвет девочек, символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Любящий лиловый цвет ребёнок живёт в собственном мире.

Оранжевый

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Розовый

Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Синий

Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый

Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Чёрный

Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.

Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.

Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

Интерпретация рисунка по предпочитаемым цветам позволяет быстро оценить эмоциональное состояние автора рисунка, выяснить основную проблему и пути ее решения. Диагностика по цветовому решению рисунка подходит и взрослым, и детям. Ребенок уже в 3 - 4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психоэмоциональное состояние.

Инструкция.

Возьмите лист бумаги, краски (цветные карандаши, мелки) и нарисуйте рисунок на любую тему. Или попросите ребенка что-нибудь нарисовать.

Интерпретация результатов

Посмотрите на рисунок. Какие эмоции он у Вас вызывает? Нравится ли он Вам? Или рисунок неприятен? Если рисунок вызывает у Вас неприятные эмоции, если он Вам почему-то не нравится, то это говорит о наличии у автора рисунка какой-либо психологической проблемы.

Красный – цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, легких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции. Он делает ленивых более активными и подвижными. Это цвет лидера и людей с твердым характером, высокой самооценкой. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное реагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации – все это присуще красному цвету. В рисунке использование красного цвета при изображении кирпича или печки дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Аналогично и в отношении других цветов.

Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму, помогая избавиться от проблемной ситуации. Оранжевый цвет олицетворяет дружеские отношения, общительность. Он способствует развитию интеллектуальных возможностей, самопознания, активного творчества. Этот цвет связан с эмоциональным здоровьем, является важным источником для восприятия новых идей и одновременно дает импульс для их реализации.

Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие, продвижение вперед, очищает и обновляет живительные силы организма. Характеризует поиск внутреннего освобождения – несущего счастья, переход от бессознательного к сознательному компромиссному решению. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.

Зеленый цвет приводит в равновесие нашу энергию, действует успокаивающе, несет вдохновение. Зеленый – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своем, самоутверждение.

Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значением фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя. Сочетание желтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Белый цвет содержит все цвета спектра поровну при их смешивании. Все цвета в нем равны. Белый цвет является первым шагом к гармонии. Он вдохновляет, помогает преодолевать трудности.

Серый цвет – нейтральный, отражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

Черный цвет – это цвет бессознательного, тьмы. Он выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность, а иногда чувство неадекватности. Если черный используется для прорисовки тени в рисунке, то в некоторых случаях это может являться проекцией темных мыслей или страхов.

Избыток черного цвета в рисунке свидетельствует о том, что автор рисунка подавлен, выражает протест и нуждается в перемене обстановки.

Коричневый цвет в большом количестве указывает на отрицательные эмоции, дискомфорт, иногда болезненное состояние.

Преобладание зеленого цвета говорит о недостатке материнского тепла, стремлении к безопасности и нежелании даже малейших перемен.

Много красного на рисунке – показатель лидерства, силы воли и активности.

Обилие фиолетового цвета характерно для рисунка особо чувствительного и ранимого человека.

Желтый означает положительные эмоции. Избыток этого цвета в рисунке свидетельствует об оптимистическом настрое, любознательности, общительности и творческих наклонностях.

«Рептильная палитра» – все «грязные» оттенки, темные цвета, черный (не только в рисунке, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто применяют люди, которые испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может «погрузиться» вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов.

Натуральная палитра «Палитра детства» – все естественные, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30–45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психологическом состоянии.

Пастельная палитра. Это полупрозрачные, бледные и спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой палитры у детей или у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или душевного истощения.

Радужная палитра – блестящие или переливающиеся, как на голограмме, цвета. Обычно их выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного подъема, совершившие открытие и т. п.

Самые незамысловатые изображения отражают наш характер, темперамент, настроение. Неспроста в психологии и психиатрии издавна используют карандаш с листком бумаги, чтобы многое узнать о человеке, его проблемах, правильно выбрать стратегию лечения.

Психология рисунка взрослого человека

Изображения, сделанные взрослым, могут указывать на неурядицы в личной жизни, работе, радостном или печальном настроении. Особенно ценны наброски, которые особа выводит на листке бумаги автоматически, не задумываясь о том, что она конкретно рисует (например, когда сидит на утомительном совещании). Психология рисунка такова:

  • преобладают волнистые линии, предметы - признак кризиса, серьезных проблем, тяжелого запутанного положения, из которого трудно выбраться. О том же говорит сетка или шахматная доска (квадратики). Но ситуация некритична, выход есть (правда, малоприятный);
  • пчелиные соты - это умиротворенность духа, спокойствие;
  • нарисованные человечки указывают на то, что личности очень нужна поддержка других, что собственными силами побороть неприятности получается плохо;
  • скуку изображают повторяющимся орнаментом;
  • наличие «веселых» рисунков в психологии необязательно намекает на отличное настроение, отсутствие неприятностей. Солнце - признак грусти, ностальгии, отсутствия человеческого тепла, радости, недостатка общения;
  • сердечка указывают на радостное настроение;
  • квадраты любят рисовать последовательные, целеустремленные неэмоциональные личности, трудно переносящие спонтанность, живущие по четкому плану;
  • треугольники создают преисполненные амбиций. Такие особы готовы многим рисковать ради достижения поставленной цели;
  • округлые предметы любят рисовать те, кто всегда уступает, опасается конфликтов;
  • переплетенные круги изображают те, кому недостает движения, активности.

Если человек рисует цельные геометрические фигуры, психология утверждает, что он относится к индивидуумам, которые твердо решили поступить определенным образом. Такие люди отличаются внутренней уверенностью, непоколебимостью.

Расшифровка детских рисунков - трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша - «окно» в мироощущение, внутреннее состояние ребенка:

  • когда изображает «пустынные» пейзажи - деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
  • нарисованный дом - признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
  • добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
  • близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она ;
  • если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
  • «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
  • у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

Расшифровка рисунков в психологии

Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.

  1. Цвет рисунков
    Цвет объектов может сказать о многом:
  • красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
  • - отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
  • синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
  • преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
  • много зеленого - особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
  • розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
  • преобладание серого, черного - признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.

Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.

  1. Расположение

Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.

Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.

Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым. Ему кажется: лучшее осталось позади.

Изображение справа означает, что О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.

Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.

  1. Размер

Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.

Огромное изображение - признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое - признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии - еще один критерий, по которому можно судить о личности:

  • если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
  • сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
  • тоненькие линии - это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
  • жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов - помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения. Таким специалистом является психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич. Также, вы можете посмотреть полезные видео на различные психологические темы на

Цветовая гамма рисунка

Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, когда ребенок начинает старательно выбирать цвета для своих рисунков. С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Предложите ребенку нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.

Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. Если ребенок часто рисует красным цветом и закрашивает им большие участки рисунка - это может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении и даже рассматриваться как символ агрессии. Но руководствоваться этим одним признаком не стоит. У каждого ребенка свои любимые цвета. Подвижные и эмоциональные дети любят яркие краски, например ярко-малиновый.

Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета в большом количестве свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить родителей.

Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает в рисунках, ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.

В возрасте 3-4х лет яркие цвета дети используют для всего «красивого» - разукрашивают им любимых людей. Темные наоборот используются для рисования того, что меньше всего заслуживает внимание ребенка.

Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.

Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять как можно больше места на листе - это хорошо и нормально, так как ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой - это свидетельствует о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из-за того, что кто-то из взрослых очень строг с ним.

Солнце, цветы, птицы - светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.

Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок.



Закрытые шкафы, закрытые замки и другие закрытые элементы рисунка рассматриваются психологами, как секреты и запреты к которым ребенок не допускается.

Фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других - это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно больше других членов семьи, а также на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.

Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете.

Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются - это означает сплоченность и дружбу.

Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает людей близкими друг другу, он располагает их на рисунке рядом. Например, мальчик может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне листа. Удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.

Любимых людей ребенок часто рисует таким же цветом, как и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей - украшений, то есть быть красивее, чем у других.

Если на рисунке изображены вымышленные персонажи, нужно расспросить ребенка о них подробнее - ребенок в чем-то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей.

Глаза - очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому, если малыш постоянно рисует людей с большим глазами, то это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека - это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья - улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии - признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.

А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта. Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.

Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет - он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами - должны больше слушать мнение окружающих.

Руки - это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.

Маленькие, короткие, спрятанные ручки - символ слабости - «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.

Большие руки и множество пальцев - символизируют силу изображаемого персонажа.

Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность - это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим - уверен в своих силах.

Хорошо прорисованные острые элементы - могут быть символами агрессии. Это зубы и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки и оружие в руках. Однако, для того, чтобы сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего-то, например, от своих страхов.

Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

Характер нажима, штрихи, контуры.

Четкие контуры, относительно правильные пропорции, при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур - такие рисунки не вызывают вопросов у психологов.

Слабые нечеткие прерывистые линии, штрихи при закрашивании не доходят до контура - признак нерешительности, заниженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка.

Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких-то беспокойствах малыша.

На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание.

С 3,5-4-х лет помимо свободного рисунка, который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и общее развитие моторики, ребенку можно предложить нарисовать:

Человека или себя;

Свою семью;

Себя в детском саду

Дошкольникам 5-6 лет можно предложить нарисовать семью животных и несуществующее животное. Рисуя животное ребенок отображает свой образ.

Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных. Такой тест можно провести и в 4-х летнем возрасте, но с фигурами людей родителям чаще легче. У животных могут быть дополнительные элементы, с которыми будет сложно разобраться, а в 4 года ребенок рисует еще не очень понятно.

Когда ребенок рисует себя следует особо обратить внимание, насколько хорошо прорисованы черты лица: глаза, нос, рот. Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе. Я не раз обращала внимание на то, что когда совсем маленьким деткам даешь в руку карандаш и рисуешь перед ними человечка, они тут же стараются закрасить его лицо. Возможно главная причина таких действий - отсутствие осознания своего собственного «я», себя как отдельной личности.

Тест-рисунок «Моя семья»

На таких рисунках важна последовательность - в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя - это хороший признак, т. к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т. к. это признак заниженной самооценки.

Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить.

Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи - это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.

На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.

Тест-рисунок «В детском саду»

На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.

Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки - это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.

Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.

1. Ребенок рисует только здание.

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов и спокойных холодных.

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.

Несмотря на то, что рисуночный тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.

Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.


Top